Сущность протестантизма

В религиоведческой литературе протестантизм часто рассматривается как явление, целиком относящееся истории христианства, а именно как объединение религиозных организаций и вероучений, образовавшихся в связи с реформацией католицизма с XVI века. Такой подход следует из представления о религии как о "тёмной" силе, искусственно навязанной человеческой культуре и постоянно тормозившей развитие научной и гуманистической мысли.

Отражая образ жизни людей, религия как массовая идеология во многом определяет их повседневную деятельность. Протестантизм в этом отношении очень поучителен. Религиозные конфликты, характерные для эпохи Возрождения - Реформации, были способом обнаружения основных проблем социального развития и их разрешения, оказывали ощутимое воздействие. Протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе и предвидел ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли Нового времени.

Религиозные представления составляли значимый элемент массового сознания, оказывая большое влияние на политические и социальные битвы той поры, на развитие национальной культуры и языка, образования, на формирование миротворческой мысли и политики веротерпимости - т.е. на всю духовную жизнь. Можно сказать, что религия наиболее концептуально отражала опыт массового сознания, находя общее направление развития культуры.

Реформация возникла по поводу трактовки теологических идей, но богословские идеи установили линию социальной борьбы, за которой стояли классы и сословия, судьбы реальных государств. Корнями своего возникновения и результатами своего разрешения она выходила за рамки религиозной полемики. Сторонники Реформации центральным ее вопросом считали вопрос о человеке, его совести, свободе и разуме. Итогом таких бурных событий ХVІ века стало появление лютеранского и кальвинистского протестантизма. Победы, одержанные в ХVІ веке в ряде стран Западной Европы протестантизмом над католицизмом, были идеологическим выражением процесса разложения феодального строя, происходившего тогда в Европе, и зарождения капиталистических отношений. Протестантизм стал духовным детищем постепенно формировавшейся буржуазии, еще очень разнородной по своему составу и уровню развития.

Основными особенностями протестантизма являются спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. В отличие от католицизма протестантизм считает, что сверхъестественная способность общения с Богом присуща не только духовенству, но и всем христианам.

Отсюда и следует протестантский принцип священства всех верующих. И этой своей сверхъестественной способностью люди обязаны личной, внутренней вере в Христа и в его искупительную миссию. Отсюда следует еще один протестантский принцип - спасение личной верой. Протестанты порвали с католическим Священным преданием и вернулись к Священному писанию.

Из этих черт протестантизма следуют другие его особенности. В протестантизме нет церковной иерархии, он уравнивает всех людей перед богом. Протестантское духовенство не имеет специальных одеяний, у него нет особых прав, он принадлежит своей общине, в которой все члены имеют право голоса в её делах. М. Лютер и Ж. Кальвин отвергли католическое разделение мира на земную и религиозную сферы и ввели концепцию “призвания”, чтобы объяснить мирские обязанности верующего.

Давая духовное обоснование идее “призвания”, они понимали повседневный труд человека как выражение божественного предназначения выполнять определенные обязанности в земной жизни.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Проблемы и перспективы развития перерабатывающих предприятий региона
Важное место в промышленном секторе занимают перерабатывающие предприятия. Они составляют основу стратегического комплекса страны, оказывают непосредственное влияние на малый бизнес, обеспечивают основные отрасли экономики новыми материалами, являющимися основными движущими факторами научно-технического прогресса, а также способствуют расширению производства. В связи с вступлени ...