Анализ платежного баланса АР

Источник: Таблица составлена на основе данных Центрального Банка Азербайджана

Как и в прошлые годы, в 2010 году внешнеэкономические операции по нефтегазовому сектору обладали положительным сальдо, а по не-нефтяному сектору - отрицательным сальдо. Общие поступления по нефтегазовому сектору формировались в основном за счет экспорта нефти и газа, и привлеченного в этот сектор иностранного капитала. Выплаты по этому сектору отражают репатриацию доходов и инвестиций, и импорт оборудования и услуг. В 2010 году положительное сальдо, появившееся на балансе текущих счетов нефтегазового сектора, составило 19,86 млрд. долл., отрицательное сальдо по доходам составило 3,17 млрд. долл., отрицательное сальдо по движению капиталов и финансов - 3,59 млрд. долл. (см. табл. 1).

Отметим, что главную часть платежного баланса составляет счет текущих операций. За последние годы, за счет роста добычи и экспорта сырой нефти в рамках «Контракта века», повышения цены на нефть на мировых рынках, внешнеторговый баланс страны вырос по сравнению с прошлым периодом, в несколько раз. Согласно статистическим данным, в 2010 году объем экспорта товаров из Азербайджана в зарубежные страны составил 26,5 млрд. долл., что в 43,2 раза больше, чем в 1995 году, и в 14,3 раза больше, чем в 2000 году. Объем импорта вырос по сравнению с 1995 и 2000 годом в 6,9 и 4,4 раза соответственно, и составил 6,7 млрд. долл. Основная причина появления положительного сальдо во внешнеторговом балансе связана с нефтегазовым сектором. Так, если стоимость товаров нефтегазового сектора, экспортированных из страны в 2005 году составила 6,8 млрд. долл., то в 2010 году она выросла в 3,7 раза и достигла 25,1 млрд. долл. А это, в свою очередь, ускорило повышение сальдо внешнеторгового баланса с 3,3 млрд. долл. до 19,7 млрд. долл.

Анализ сальдо по основным статьям платежного баланса показал следующее. Хотя, начиная с 1996 года, вложение иностранных инвестиций в экономику страны сыграло роль в появлении общего положительного сальдо, после 2000 года, рост добычи и экспорта нефти, который являлся результатом иностранных инвестиций, вложенных в предыдущие годы, позволил в 2010 году повысить положительное сальдо баланса текущих счетов до 29% от ВВП. Однако, начиная с 2005 года, обратный отток иностранного капитала и инвестиционная деятельность Азербайджанских компаний, в основном ГНКАР в зарубежных странах, создало отрицательное сальдо в движении капиталов. Отметим, что один из главных вопросов здесь, это быстрый рост и большой удельный вес неопределенных сумм в составе ВВП. Так, в 2008 году удельный вес неопределенных сумм в ВВП составил 1,7%, а в 2009 и 2010 году, соответственно 3,3% и 1,9%. Хотя, с одной стороны, рост доходной части платежного баланса повышает валютные резервы страны, с другой стороны, увеличивает предложение доллара и создает условия для удорожания маната. На это оказало влияние повышение валютных поступлений в виде зарубежных инвестиций в связи с нефтяными контрактами до 2000 года, а после 2000 года - рост внешнеторгового оборота, и в особенности, экспорта. В 2010 году объем валютного рынка составил 32,31 млрд. долл. США, что в 16,3 раза больше, чем в 2001 году. Удельный вес банковских переводов по импортным товарам был выше наличных переводов, поэтому объем операций в межбанковских сегментах валютного рынка вырос на 25%. Предложение превысило спрос на 1,3 млрд долларов, поэтому, в целях предотвращения еще большего удорожания маната, Центральный Банк применил операцию стерилизации. Хотя в 2009 году вмешательство Центрального Банка было направлено на продажи, в 2010 году была выполнена операция стерилизации в объеме 1,39 млрд. долларов. Однако, несмотря на все это, реальная стоимость Азербайджанского маната выросла на 0,65%.

Основная проблема здесь состоит в том, что в результате укрепления центральной валюты неизбежно происходит снижение конкурентоспособности традиционных экспортных товаров и уменьшение уровня экспорта не-нефтяного сектора. С другой стороны, в импортоориентированной экономике, с увеличением реальной стоимости национальной валюты происходит стимулирование личного потребления населения, и в то же время, нарушаются экономические связи между секторами.

Так как значительная часть спроса удовлетворяется за счет импорта, добавленная стоимость, созданная в стране, тратится на закупку импортированных товаров, растет удельный вес продуктов питания в потребительской корзине.

Анализ платежного баланса показывает, что удельный вес внешней торговли в ВВП Азербайджана высок, поэтому любые изменения, происходящие в условиях внешней торговли, оказывают серьезное влияние на платежный баланс и доходы, получаемые от внешнеэкономической деятельности. Улучшение торговых условий увеличивает продажи страны на международных рынках и оказывает влияние на экономическое развитие. Согласно статистическим данным, в 2009 году средние импортные цены выросли на 1,2%, а средние экспортные цены снизились на 21,7%, что ухудшило условия торговли. Однако, в 2010 году, за счет роста цены на нефть, цена экспортируемых товаров выросла на 16%, а цена на импортируемые товары выросла на 2,7%, что изменило индекс торговых условий в пользу Азербайджана. Одним из положительных факторов здесь является то, что хотя экспортные цены на потребительские товары и выросли на 8,5%, импортные цены выросли всего лишь на 3,8%. Позитивное сальдо платежного баланса оказало положительное влияние на рост стратегических валютных резервов страны. На 31.12.2010 года валютные резервы Центрального Банка выросли на 24%, превысив 6,4 млрд. долл., что достаточно для финансирования товаров и услуг в течение 8 месяцев. За этот период стратегические валютные резервы Азербайджана составили 29,8 млрд. долл., что в 12,22 раза больше критического уровня валютных резервов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Показатели работы автотранспортного предприятия
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Предприятия автомобильного транспорта по своему назначению подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные. Автотранспортное предприятие (АТП) осуществляет перевозку грузов или пассажиров, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Автообслуживающие предприятия выполняют перевозки, а автотранспортные ремонт подвижн ...