Олигополия как современная рыночная структура
Поскольку олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, это мешает выработке одного обобщенного объяснения или модели того, как олигополия определяет цену и объем производства. Поэтому существует много моделей олигополии, но ни одну из них нельзя признать универсальной.
При олигополии огромную роль играет субъективный фактор - характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. Фактически почти любое решение, принимаемое фирмой, установление цены, расчет объема производства, рекламная деятельность, вложения в новые мощности - требуют определения наиболее вероятной реакции конкурентов. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. При монополии конкурентов нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных и на отрасли в целом.
Основная трудность, с которой сталкивается член олигополии - неопределенность относительно действий конкурентов и их реакции. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна определить, какой стратегии придерживаются конкуренты в поисках прибыли.
Понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Первые попытки создать олигополистическую модель дуополии относятся к 1838г., когда французский экономист А. Курно описал структуру «дуополии» - отрасли, в которой действуют только два производителя (продавца). В 30-х годах XX века сразу несколько экономистов выступили с теорией ценообразования в олигополистической структуре, основанной на так называемом «перегибе кривой спроса».
Поведение олигополистов попытались объяснить и с помощью теории игр, как, например, нобелевские лауреаты Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн в знаменитой книге «Теория игр и экономическое поведение», опубликованной в 1944 году. Теория игр сравнивает олигополистическую конкуренцию с игрой в покер или шахматы и делает попытку выявить механизмы конфликтов и возможности сотрудничества между конкурентами в этой рыночной структуре.
Чтобы понять сущность олигополистического ценообразования, рассмотрим различные модели: модель Штакельберга, Бертрана, Форхаймера, Курно.
На основе этих моделей станет понятным, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих соперников, как при олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибыли из-за конкуренции и как разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыль.
Немного больше по теме
Планирование эксперимента и статистическая обработка результатов измерений
При
измерении свойств продуктов легкой промышленности и разработке методов оценки
технологических параметров, как правило, изучается совокупность случайных
величин. Которая может быть определена основными числовыми характеристиками:
средним значением, дисперсией, коэффициентом вариации, квадратической
неровнотой и т.д.. Известно, что числовые характеристики меняются от выборки к
...