Модели поведения фирм в условиях олигополии

Прибыль ведомого зависит от выбора объема выпуска лидером, но, с точки зрения ведомого, выпуск лидера предопределен - лидер уже осуществил производство, и ведомый просто считает его объем выпуска постоянным. Ведомый стремится выбрать такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Предельный доход имеет обычную интерпретацию. Когда ведомый увеличивает выпуск, он увеличивает свой общий доход, продавая больший объем выпуска по рыночной цене. Но он также снижает цену, а это понижает прибыль, получаемую им на все те единицы выпуска, которые раньше продавались по более высокой цене. Необходимо отметить следующий важный момент: выбор объема выпуска, максимизирующий прибыль ведомого, будет зависеть от выбора, сделанного лидером.

Лидер также осознает, что его действия оказывают влияние на выбор объема выпуска ведомым. Следовательно, выбирая свой объем выпуска, лидер должен признавать влияние, оказываемое им на ведомого.

Одна из трудностей, связанных с моделью «лидер - ведомый», состоит в том, что эта модель с необходимостью является асимметричной: одна из фирм может принять решение до того, как это сделает другая. В некоторых ситуациях это необоснованно. Бывают ситуации, когда две фирмы одновременно пытаются решить, какой объем выпуска производить. В этом случае чтобы принять разумное решение, каждая из фирм должна предвидеть, каков будет выпуск другой фирмы. Эта модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1938г. Он предложил модель, в которой фирмы действуют независимо и пытаются максимизировать прибыль, выбирая объём выпуска. Суть модели заключается в том, чтобы показать, каков механизм установления равновесного состояния на рынке и с какими трудностями предстоит столкнуться активной фирме при изменении ею объёма выпуска. В равновесии по Курно каждая из фирм максимизирует свою прибыль при данных ожиданиях относительно выбора объема выпуска другой фирмой, и, более того, эти ожидания в равновесии сбываются: каждая фирма в оптимуме решает производить именно тот объем выпуска, производства которого ожидает от нее другая фирма. В равновесии по Курно ни одна из фирм не сочтет для себя выгодным изменить объем выпуска, как только обнаружит, каков выбор, фактически сделанный другой фирмой.

Согласно модели Курно фирмы выбирают объемы выпуска, оставляя определение цены за рынком. Согласно другому подходу фирмы устанавливают цены на свой выпуск, оставляя за рынком определение объемов продаж. Эта модель известна как конкуренция по Бертрану. Жозеф Бертран - французский экономист, представил свою модель в рецензии на работу Курно.

Выбирая цену, фирма должна предвидеть цену, устанавливаемую другой фирмой отрасли. В ситуации, когда фирмы продают одинаковые продукты, структура равновесия по Бертрану на самом деле очень проста. Это равновесие оказывается конкурентным равновесием в точке, где цена равна предельным издержкам. Цена никогда не может быть меньше предельных издержек, поскольку иначе каждая из фирм увеличила бы свою прибыль, начав производить меньше. Поэтому рассмотрим случай, когда цена больше предельных издержек. Если фирма 1 снизит свою цену на любую малую величину и если фирма 2 сохранит свою цену на прежнем уровне, то все потребители захотят покупать продукт у фирмы 1. Снизив цену на произвольно малую величину, эта фирма сможет увести у фирмы 2 всех покупателей.

Если фирма 1 действительно думает, что фирма 2 назначит цену, большую, чем предельные издержки, ей всегда будет выгодно снизить цену. Но фирма 2 может рассуждать точно так же. Следовательно, в равновесии не может существовать никакая цена, которая была бы выше предельных издержек; единственно возможное равновесие - конкурентное.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Поведение фирмы в условиях олигополии
Изучаемая мной работа посвящена теме «Поведение фирмы в условиях олигополии». Проблема данного исследования актуальна в современных условиях и подтверждает частое исследование поднятых вопросов. Для олигополии как отраслевой рыночной структуры характерны высокая степень концентрации и вытекающая из нее немногочисленность крупных производителей (продавцов), между которыми, всле ...