Макс Вебер и его исследование "духа капитализма"
М. Вебер утверждал, что когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании, просто необходимо иметь развитое чувство ответственности и определенный уровень мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Подобное отношение к труду не свойственно обычному человеку, и может сложиться только в результате продолжительного воспитания. Таким образом, основное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, в отношении человека к труду.
Сравнить морали традиционного средневекового человека и протестанта нового времени можно при помощи таблицы, в которой показаны отношение к труду, профессии, деятельности.
Таблица 1
Традиционный человек |
Протестант |
Работает, чтобы жить |
Живет, чтобы работать |
Профессия- Бремя |
Профессия- Форма существования |
Простое производство |
Расширенное производство |
Не обманешь - не продашь |
Честность - лучшая гарантия |
Основной вид деятельности- торговля |
Основной вид деятельности-производство |
Идеального капиталиста М. Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему ощущение хорошо исполненного долга.
Далее автор анализирует современное общество и в итоге приходит к выводу, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в получении разрешения того или иного религиозного учения, а, наоборот, видит в любом влиянии церкви на хозяйственную жизнь помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение определяется интересами торговли и социальной политики.
Отношение носителей новых течений и церкви складывались непросто. церковь относилась достаточно сдержано к торговцам и крупным промышленникам. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь того, что будет после смерти, старались задобрить Бога, с помощью церкви, а именно подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти: «Источники свидетельствую-то том, что после смерти богатых людей весьма значительные суммы поступали в церковную казну в виде «покаянных денег». Даже скептически настроенные или далекие от церковности люди старались на всякий случай примириться с церковью, пожертвовав в ее казну, определенную сумму денег, в связи с полной неизвестностью того, что ждет человека после смерти. Тем более, что для спасения души нужно было всего лишь выполнить предписываемые церковью внешние обряды.
М. Вебер проводит подробный анализ развития взглядов на занятие мирской деятельностью предреформаторской церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этической реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души - вот что было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений являлись только следствием религиозных мотивов. М.Вебер считает, что культурные влияния реформ в основной своей части были непредвиденными и даже, в какой-то степени, нежелательными для самих реформаторов.
Немного больше по теме
Понятие эффекта и эффективности производства
Проблема
эффективности деятельности организации
всегда занимала важное место среди актуальных проблем экономической науки.
Заинтересованность ей возникает на разных уровнях управления экономикой:
от
владельцев частной организации до
руководителей целого государства.
Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития
экономики в связи с увеличением конкуре ...