Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис. 2).
Рис. 2. - Основные факторы, влияющие на резервы выпуска и реализации [7, c.181]
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП - стоимость выпуска товарной продукции; РП - объем реализации продукции за отчетный период; ОТн ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции [7, c.189].
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;
) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
где Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции [11, c.231].
Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рис.3.
Рис. 3 - Источники резервов увеличения объема и реализации продукции
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
где
РВПкр, Р
ВПфрв, Р
ВПчв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки; Р
КР - резерв увеличения количества рабочих мест; Р
ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; Р
ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста [11, c.232].
Немного больше по теме
Принцип невидимой руки рынка и государственное регулирование рыночной экономики
Невидимая
рука рынка - метафора, предложенная шотландским экономистом XVIII века Адамом
Смитом для обозначения объективного рыночного механизма, который координирует
решения производителей, продавцов и потребителей. Каждый производитель
преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение
чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая
не ...