Сущность, критерии и оценка экономической эффективности производства

Понятия "экономического эффекта" и "экономической эффективности" относятся к числу важнейших при изложении основных, вопросов экономики организации. В обыденной жизни мы часто употребляем слова "эффект" и "эффективность", отождествляя их соответственно с понятиями "результат" и "результативность". Экономический эффект и эффективность как показатели успешности деятельности организации тесно связаны между собой [4, с.30].

Экономическая эффективность производства - результативность производственной деятельности, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами, выражающими достигнутый уровень производительных сил и степень их использования.

Из данного определения вытекает, что уровень экономической эффективности есть сопоставление двух величин: экономического эффекта и производственных затрат и ресурсов. Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект, полученный в организации, - величина абсолютная, зависящая от масштабов производства продукции и экономии затрат.

Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность - величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами. Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности организации, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки [4, с.31].

эффективность экономия экономическая оценка

Повышение эффективности производства является одной из актуальнейших проблем, успешное решение ее дает огромные возможности для дальнейшего развития экономики страны и повышения уровня жизни населения.

Эффективность производства можно классифицировать по отдельным признакам на следующие виды:

по последствиям - экономическая, социальная и экологическая;

по месту получения эффекта - локальная (хозрасчетная) и народнохозяйственная;

по степени увеличения (повторения) - первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (многократно-повторяющаяся);

по цели определения - абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других решений).

Все вместе взятые виды эффективности формируют общую интегральную эффективность деятельности организации.

Достижение экономического или социального эффекта связано с необходимостью осуществления текущих и единовременных затрат. К текущим относятся затраты, включаемые в себестоимость продукции.

Единовременные затраты - это авансированные средства на создание основных и прирост оборотных фондов в форме капитальных вложений, которые дают отдачу только через некоторое время [4, с.31].

Измерение эффективности производства предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всех звеньев экономики - от организации до народного хозяйства в целом. Таким образом общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности общественного труда.

В настоящее время экономическая эффективность производства оценивается на основе данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода (чистой продукции) на единицу труда [4, с.30].

Повышение эффективности производства обусловливается совокупностью постоянно действующих факторов и рядом особенностей современного этапа экономического развития общества.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Процесс разработки бизнес-плана туристического агентства
Турагентство - выгодный и быстроразвивающийся бизнес. Благодаря росту благосостояния граждан России в последние несколько лет растут затраты россиян на туристический отдых. В крупных городах спрос на качественные услуги туристических агентств традиционно высокий. Несмотря на негативное влияние экономического кризиса, рынок туристических услуг по-прежнему является весьма привлекате ...