Классическая и неоклассическая теории занятости
Представителями данной теории занятости являются А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, А. Маршалл, А. Пигу и другие. Классики считали, что рыночная экономика способна обеспечить полное использование ресурсов рабочей силы и на этой основе - полную занятость. Они разработал и теорию трудовой стоимости, которая незыблема и по сей день.
В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит подчеркнул, что деятельность людей, их устремления определяются их собственными интересами, личной выгодой. «Дай мне то, - писал он, - что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе!» [1]. Его мысль применительно к занятости сводится к тому, что в условиях рынка и свободной конкуренции спрос и предложение сбалансированы и полная занятость обеспечена. Вместе с Д. Рикардо они считали, что труд является единственным всеобщим и единственным точным мерилом стоимости. «Труд определяет стоимость не только той части цены, которая приходится на заработную плату, но и тех частей, которые приходятся на ренту и прибыль» [2]. По их мнению, нормой рыночной экономики является полная занятость, а наилучшей экономической политикой - политика невмешательства государства.
Последователь А. Смита Ж.Б. Сей, также внес большой вклад в теорию занятости. Он сформулировал закон рынка. В основе его теории лежат три фактора производства - труд, капитал, земля.
Экономисты - классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна, что рыночная экономика саморегулирующая, а помощь государства излишня и вредна.
Классическая теория, говоря о полной занятости, допускала две ее формы: фрикционную и «добровольную». «Фрикционная» - это когда безработица является результатом временной потери работы при переходе от одного предприятия к другому. «Добровольная» связана с отказом самих рабочих от работы в силу низкого вознаграждения или других личных причин.
Ведущими представителями неоклассической экономической теории являются А. Маршалл и А. Пигу. В работе «Принципы экономической науки» А. Маршалл разработал идеи плавного бескризисного развития рыночной экономики. Важную роль сыграли его новые положения в теории о рыночной цене, о предпринимательстве и о потребительском поведении. К трем факторам производства Сэя он дополнительно ввел фактор организации. Для обеспечения занятости Маршалл считал важным регулирование спроса и предложения. Он пришел к выводу, что урегулирование рынок, может осуществлять автоматически: «Когда спрос и предложение оказываются в положении устойчивого равновесия, то в случае, если что-нибудь сдвинет объем производства с его равновесного состояния немедленно начнут действовать силы, толкающие его к возврату в прежнее положение, точно также, как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесного состояния, он немедленно устремится назад, в свое равновесное положение». [3]
А. Пигу, как последователь Маршалла, в своей книге «Теория безработицы» наиболее полно изложил основные положения классической теории занятости. Он пришел к выводу, что главной причиной безработицы является высокий уровень заработной платы, что количество занятых на производстве находится в обратном отношении к уровню их заработной платы.
Вторым фактором, определяющим объем занятости, по мнению А. Пигу является функция реального спроса на труд. Он приходит к заключению: «При наличии совершенно свободной конкуренции среди наемных работников и при наличии совершенно мобильного труда характер связи (между ставками, реальной заработной платы, на которых настаивают работники, и функцией спроса на труд) будет очень простым. Постоянно будет действовать сильная тенденция к установлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты», и далее он пишет, что «существующая» в любое время безработица целиком объясняется непрерывно происходящими изменениями в условиях спроса…».
Решающее значение зависимости занятости и безработицы от заработной платы придают такие последователи классической теории, как М. Вейцман, Дж. Сакс. Положения неоклассической теории занятости получили развитие в работах К. Эрроу, Л. Вальраса, Ф. Хайека, ДЖ. Хикса и других. [6]
Немного больше по теме
Понятие ценовой стратегии и ее необходимость
Политика
цен любой компании формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает
ценовую стратегию и ее тактику. Как правило, ценовая политика разрабатывается в
рамках общей маркетинговой стратегии, но с учетом финансовых целей и
возможностей предприятия. Она предполагает позиционирование продукта (услуги)
на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и
п ...