Рекомендации по совершенствованию политики занятости в современной России
Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурной безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
. повышение спроса на квалифицированную рабочую силу;
2. обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи;
. усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации;
. переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан;
. распределение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;
. максимально возможное привлечение безработных к общественным работам;
. совершенствование учета безработных и предоставлений пособий;
. оказание социальной поддержки безработным и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям.
Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.
В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости, как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.
Реализация политики занятости на рынке труда в ближайшие годы предполагает более четкое разграничение функций и ответственности между федеральной и региональными службами занятости в регулировании рынка труда. Это приведет к изменению структуры и набора конкретных мер программ содействия занятости, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях Отдельные направления мер содействия занятости могли быть полностью переданы на усмотрение региональных служб занятости: подготовка и переподготовка незанятого населения с целью его дальнейшего трудоустройства, расширение занятости в сфере малого бизнеса, поддержки рабочих мест на отдельных предприятиях, содействия занятости инвалидов, многодетных матерей, матерей-одиночек и других контингентов населения, испытывающих дополнительные трудности на рынке труда, организация социальной поддержки безработных.
В ходе одной из предвыборных встреч с лидерами фракций в Думе Дмитрий Медведев сказал, что "несмотря на выход страны из активной части финансового кризиса, ситуация в сфере занятости остается сложной". "Мы вышли на докризисные цифры по занятости, но все равно процент безработных в нашей стране достаточно высок, и речь идет о миллионах наших людей", - напомнил президент РФ.
"Любые программы по поддержке занятости в нашей стране являются, безусловно, важными для огромного количества наших граждан", - подчеркнул Медведев.
Он предложил в ходе встречи обсудить вопрос совершенствования Закона о занятости населения с тем, чтобы "утвердить так называемую трудовую мобильность, возможность переезжать из одного региона в другой".
Президент напомнил, что один из самых высоких уровней безработицы - на Северном Кавказе, в Южном федеральном округе в целом.
"Мобильность трудовых ресурсов в этом смысле была бы полезной", - добавил глава государства.
Хотя основные макроэкономические показатели рынка труда (уровень занятости, уровень безработицы) находятся на хорошем уровне, отраслевая структура занятости ухудшается, растет удельный вес неформально занятых. Темп создания новых рабочих мест крайне низок. Трудовые издержки предприятий растут, что тормозит создание новых рабочих мест. Трудовое законодательство остается избыточно жестким, содержит противоречия с другими разделами законодательства, применяется выборочно. Это ослабляет социальную защиту работников и создает препятствия к созданию новых рабочих мест. Необходимо перейти от защиты уже созданных рабочих мест к защите работников на рынке труда. Нормы ТК должны стать более простыми, прозрачными и менее обременительными. В ТК следует ввести нормы, обеспечивающие институциональное разнообразие форм занятости, особенно постиндустриальных: заемный труд, дистанционная занятость, гибкие графики. Целесообразно перевести политику социальной защиты на рынке труда на страховые принципы (страховка от утраты работы вместо пособия, опережающее консультирование работников Службой занятости).
Немного больше по теме
Причины и процедуры банкротства
В
условиях современной российской экономики такое понятие, как «банкротство
предприятий», встречается довольно часто. Банкротство в качестве механизма
оздоровления экономики давно уже стало одним из основных инструментов западного
рынка. Данная процедура является радикальной мерой и выступает, как последняя
возможность сохранить то или иное предприятие от окончательного развала. ...