Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

Инвестиционная деятельность поддерживается государством с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.

В стране проведена значительная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность осуществления инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную эмиссию акций.

Для повышения инвестиционной привлекательности во всех областных центрах и столице Беларуси на срок от 30 до 50 лет Указами Президента страны созданы шесть свободных экономических зон, которые представляют собой территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам.

Для оказания информационно-организационного содействия зарубежным инвесторам создано Национальное инвестиционное агентство. Вместе с поиском и привлечением долгосрочных инвестиций в экономику страны, в числе основные задач этой структуры, координация работы по внедрению в практику новых для нас схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.), реализация проектов "под ключ" и др.

Особую роль в сфере инвестиционной деятельности играет Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве. В него входят как руководители госорганов, так и иностранные инвесторы, представители международных организаций, рекомендации которых учитываются Правительством при регулировании инвестиционной политики государства.

Наряду со столь привлекательной инвестиционной политикой, нужно отметить и созданные в стране благоприятные макроэкономические условия; устойчивый экономический рост, который обеспечивается с 1996 года в среднем на 8,6% в год; снижение уровня инфляции, увеличение банковских вкладов населения и предприятий. Более стабильной, унифицированной и прозрачной стала система налогообложения.

Таким образом, в республике создана нормативно-правовая база в основном соответствующая основным критериям рыночной экономики. Вместе с тем, существуют определенные недостатки действующего правового поля, которые сдерживают развитие рыночных отношений, препятствуют притоку иностранных инвестиций и развитию национального бизнеса.

В этой связи предстоит введение в действие правовых норм, новых по отношению к Инвестиционному кодексу, по формам хозяйствования иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь и статусу отдельных организационно-правовых форм. Необходимо также совершенствовать процедуру регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями с последовательным переходом к заявительной системе и сокращению оснований для перерегистрации и ликвидации таких организаций.

Наряду с механизмами развития фондового рынка, необходимо законодательно закрепить права портфельных инвесторов, в том числе и иностранных. Отсутствие при преобразовании собственности адекватных механизмов корпоративного управления и контроля может привести к потере портфельными инвесторами возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельности организаций с последующим вытеснением их из компаний. Права акционеров должны быть защищены правовой системой, включая нормы по корпоративному управлению. Кроме того, правовую защиту интересов портфельных инвесторов от наличия несовершенных инструментов фондового рынка должно обеспечить принятие закона о защите прав инвесторов при осуществлении ими сделок с ценными бумагами.

К числу проблем, ухудшающих инвестиционную привлекательность Беларуси, относится несоответствие бухгалтерского учета и финансовой отчетности международным стандартам. Важным шагом в привлечении иностранного капитала станет переход Беларуси на международные стандарты финансовой отчетности.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Немного больше по теме

Политическая экономия Д. Рикардо как идеолога промышленного переворота
В последней трети XVIII в. в Англии начался промышленный переворот (промышленная революция). В течение нескольких десятилетий в легкой промышленности одно изобретение следовало за другим. Весь процесс производства в этой отрасли был переведен на машинную основу. Постепенно переворот распространился на другие отрасли легкой, а затем и тяжелой промышленности. Начался повсеместный пе ...