Сущность и роль бюджетно-налоговой политики государства

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой систему мероприятий по мобилизации ресурсов, их распределению и использованию. Рассмотрение данного пути регулирования рынка удобнее проводить в отдельности по направлениям.

Бюджетная политика - это комплекс государственных мероприятий по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. Данная политика включает в себя три основные концепции.

Основу первой концепции составляет ежегодно сбалансированный бюджет. Еще не так давно такой бюджет считался целью финансовой политики, что должно было обеспечивать стабильность экономического развития страны. Однако, такое состояние бюджета исключает или в существенной степени снижает эффективность фискальной политики государства. К примеру, в экономике наблюдается продолжительный период безработицы, когда доходы уменьшаются. При этом налоговые поступления автоматически падают. Если целью финансовой политики является ежегодно сбалансированный бюджет, то правительство должно либо повышать ставки налогов, либо сокращать государственные расходы, либо комбинировать указанные меры. Следствием таких мероприятий будет ещё больший упадок совокупного спроса, а, значит, более значительное сокращение производства и увеличение уровня безработицы. Стремление ежегодно балансировать бюджет может также стимулировать и инфляцию, в условиях которой повышение денежных доходов приводит к увеличению и налоговых поступлений. Поскольку данная концепция имеет достаточное количество минусов, большее внимание уделяется второй концепции.

В основе же второй концепции бюджетной политики стоит бюджет, сбалансированный в ходе экономического цикла, а не ежегодно, иными словами, государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период кризиса уменьшаются налоги и повышаются государственные расходы, то есть создаётся временный дефицит бюджета. Во время экономического подъёма налоги увеличиваются, а государственные расходы падают. Таким образом, возникший бюджетный профицит может быть использован для погашения дефицита, образованного в период кризиса.

Третья концепция бюджетной политики базируется на обеспечении сбалансированного состояния экономики, а не бюджета. При этом в экономике может наблюдаться как устойчивый профицит, так и устойчивый дефицит бюджета, то есть основной задачей в данной концепции являются стабильность экономики и её устойчивое развитие, а сбалансированность бюджета стоит на втором плане.

Второе направление рассматриваемой политики - фискальная политика. Перед тем, как более подробно её рассмотреть, введем понятие налог. Налоговый кодекс РФ определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Иными словами можно сформулировать, что налоги - это обязательные платежи, взимаемые в бюджет государства и физических и юридических лиц, носящие безвозмездный характер. Налоги являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика - это политика государственных расходов и налогов, то есть система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами. Фискальная политика может рассматриваться со стороны двух направлений (по кейнсианской теории), а именно: дискреционная политика; политика встроенных стабилизаторов.

Действие дискреционной фискальной политики направлено на регулирование стабилизации экономики в двух случаях: преодоление спада - стимулирующая и сдерживание подъема - сдерживающая. Подробное действие данного рычага регулирования рынка показано в таблице 1.

Таблица 1 - Виды дискреционной фискальной политики

Ситуация в экономике: спад, депрессия

Ситуация в экономике: подъём, инфляция, вызванная избыточным спросом

Стимулирующая фискальная политика

Сдерживающая фискальная политика

1.Увеличение государственных расходов 2.Снижение налогов 3. Сочетание 1и 2 - движение в направлении бюджетного дефицита

1. Уменьшение государственных расходов 2. Увеличение налогов 3. Сочетание 1 и 2 - движение в направлении бюджетного профицита

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Показатели оценки эффективности производства
Для организаций любой формы собственности очень важно учитывать финансовые результаты, отражающие динамику расходов и доходов в течение определенного времени. Однако, сама финансовая информация, выраженная в денежной форме, без должного анализа производственной стратегии, эффективности использования производственных ресурсов и развития рынков сбыта не дают полной оценки текущего с ...