Индекс развития человеческого потенциала

Интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

ожидаемая продолжительность жизни - оценивает долголетие.

уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;

коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;

коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;

коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;

коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

Индекс развития человеческого потенциал представляет собой простую среднюю арифметическую величину из трех индексов

Одним из основных показателей социальной характеристики населения является его грамотность, определяемая для лиц от 9 лет и старше в виде доли умеющих читать и писать (dГ) как в целом, так и отдельно для городского и сельского населения. Наряду с этим население в возрасте от 15 лет распределяется по уровню образования, причем для большей наглядности и сравнимости - в расчете на 1000 человек. Определяется также совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (dУ) для лиц моложе 25 лет, которая совместно с долей грамотных дает международный индекс уровня образования определяется по формуле

,

а второй - ожидаемой при рождении продолжительности жизни (IОЖ) по формуле

,

где Xm, XM - соответственно минимально и максимально возможная продолжительность жизни, лет.

По мировым стандартам Xm = 25 лет, а XM = 85 лет. Значит, для международных сопоставлений надо принимать

0 = 85 (1 - К'мс).

А третий индекс учитывает размер среднедушевого ВВП в стране, определяясь по формуле

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Прибыль и рентабельность организации сферы услуг резервы и пути их роста
Рыночные отношения в экономике Республики Беларусь расширяют возможности деятельности организации, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри организации, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности; существенно изменились отношения организаций с государством и другими с ...