Основные черты рынка
К основным чертам рынка олигополистической конкуренции можно отнести:
1) Небольшое количество фирм в отрасли.
Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий - характерный признак олигопольного рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов - следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса <http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/spros-i-predlozhenie.html>.
Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями <http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/predpriyatie.html>. В отличие от совершенной конкуренции <http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/rynok-sovershennoy-konkurencii.html> или чистой монополии при олигополистической конкуренции деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополистической конкуренции и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.
2) Однородность или дифференцированность продукта.
Тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным.
а) Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.
б) Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам), так и мнимой (фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция считается дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.
) Степень влияния на рыночные цены.
Степень влияния фирмы на рыночные цены высока.
Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек (при совершенной конкуренции Р=МС), или
=(P-MC)/P, (1)
где L - коэффициент Лернера; P - цена единицы продукции; MC - величина предельных издержек.
Количественное значение данного коэффициента (коэффициента Лернера) для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0
) Барьеры.
Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен.
При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.
а) Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства <http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/effekt-masshtaba-proizvodstva.html>, благодаря которому минимальные средние издержки <http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/predelnyy-dohod.html> достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.
Немного больше по теме
Приватизация и её значение для российской экономики
Перед
тем как рыночная экономика подошла к нынешнему состоянию, ей предшествовал
долгий путь развития. Обычно этот путь разделяют на 3 этапа: первый этап - это
этап возникновение и становление системы, который заканчивается ее утверждением
в обществе; второй - этап зрелости системы. На этом этапе она проявляет
максимум своих возможностей и преимуществ; на третьем этапе появляются ...