Этапы приватизации
Приватизация началась в стране с 1988 г. и до 1991 г. осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы и нередко противоречила имевшимся законодательным актам. И только в 1991 г. была начата разработка законодательства по приватизации. Был принят Закон РФ (03.07.91г. № 1531-1) „О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" (далее Закон о приватизации). Ответственными за проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, использование и распоряжение объектами301федеральной собственности, были определены Госкомимущества (ГКИ), Российский Фонд федерального имущества (РФФИ), Федеральное управление по делам о несостоятельности(банкротстве) (ФУДН) и их территориальные отделения. С ноября 1991г. начался этап форсированной приватизации. Указ Президента РФ от 29.12.91 № 341, утвердивший "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992г.", заложил основы начавшегося этапа. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992г. была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. в отсутствие важнейших нормативных актов законодательной и исполнительной власти.
Необходимо также особо подчеркнуть, что юридический статус указанных государственных структур был разработан крайне недостаточно, создавал большие возможности злоупотреблений, хаоса, коррупции и безответственности, и основные цели деятельности этих структур были не экономические, а скорее политические, что и предопределило глобальные провалы приватизации и резкое ухудшение экономики страны.
Начиная с 1992 г. приватизация в России прошла несколько этапов.Первый этап-это ваучерная приватизация (1992-1994) и второй этап - и денежную приватизацию (1995-1997 гг.).И начиная с 2003 года по 2013 идет другая волна приватизации-современный приватизационный процесс.
Ваучерная приватизация (1992-1994 гг.)
Как уже отмечалось, приватизации бывает двух типов: большой и малой, а также народной, или массовой. Под народной приватизацией понимается массовое акционирование, а также ваучеризация. Последняя является важным звеном в реализации многовекторного подхода к приватизации. Его специфика в уравнительном распределении одной и той же суммы государственной собственности по 10 тыс. руб., в виде приватизационного чека (ваучера) каждому из 150 млн. человек населения России, итого 1,5 трлн. руб. Именно эту часть государственной собственности, или около 1/3 всех приватизируемых по федеральной программе фондов, государство отдало народу в процессе ваучеризации. Однако, по оценке ряда ведущих экономических экспертов, в том числе и США, реальная стоимость приватизационного чека (который должен был быть именным)должна была быть не менее 200 тыс. долл. Если в малой и большой приватизации при акционировании или купле-продаже не может быть равенства в распределении государственной собственности, то здесь равенство при первичном распределении ваучеров полное. Каждый ваучер обменивается на акции приватизируемого предприятия. По существу это популистская политическая мера, имеющая целью успокоить население, создать иллюзию равных стартовых возможностей при вхождении в рынок. Ваучеры были выпущены и пущены в оборот исходя из следующих основных принципов:
ваучер представляет собой государственную ценную бумагу на предъявителя и может быть объектом купли-продажи;
все граждане России получают ваучеры одинакового номинала;
Немного больше по теме
Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных
характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет
собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое
экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью
социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.
Как экономическая категория, заня ...