Итоги приватизации в РФ
Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.
Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом. В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались - очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.
Итоги приватизации "в цифрах" можно посмотреть в нижеприведенных таблицах .
Приватизация в Санкт-Петербурге, как и во всей стране, носила директивно-приказной характер и отражает общую картину в стране. Во многих случаях экономическая целесообразность была жестко подчинена политическим или клановым установкам. Основным способом на начальном этапе приватизации был выкуп арендованного имущества, а затем акционирование. Аренда как форма приватизации была характерна для розничной торговли, сети общественного питания и бытового обслуживания. В 1993 г. из 1671приватизированного предприятия 940 были выкуплены, тогда как в 1998 г. из 26 только 2. Акционирование за период с1993-2000 гг. было использовано при приватизации 794 предприятий. Если рассматривать изменение форм собственности, распределение приватизированных предприятий по отраслям экономики, поступление средств от приватизации и другие показатели, то они распределяются следующим образом [9]. По формам собственности (Табл. 38) за пятилетний период (1997-2001 гг.) существенная динамика и наибольший удельный вес были характерны для частной формы собственности (рост с 68,4% до 82,3%, или в 1,2 раза). Практически на одном уровне сохранялась государственная форма собственности (2,9-3%) муниципальная308(0,7-0,8%), несколько вырос удельный вес собственности общественных организаций. (3,8-4,9%). Существенно упал удельный вес прочих форм собственности, неотмеченных отдельно в таблице (с 15,0% до 1,9%)
Структура организаций по формам собственности (%)
Формы собственности |
Годы | ||
всего |
1997 |
1999 |
2001 |
100 |
100 |
100 | |
В том числе государственная |
2,9 |
2,9 |
3.0 |
муниципальная |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
Общественных организаций |
3,8 |
5,2 |
4,8 |
частная |
68,4 |
78,5 |
82,3 |
Смешанная российская |
4,3 |
3,7 |
2,8 |
Немного больше по теме
Прибыль и рентабельность организации сферы услуг резервы и пути их роста
Рыночные
отношения в экономике Республики Беларусь расширяют возможности деятельности
организации, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись
правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри
организации, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности;
существенно изменились отношения организаций с государством и другими
с ...