Краткая характеристика социально-экономических явлений региона

Калужская область расположена в центре европейской части Российской Федерации. Граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской областями.

Площадь: 29,9 тыс. кв. км, что составляет 17% территории Центрально - Черноземного региона и 0,2% территории России.

Экономика. Валовой внутренний продукт: 84,8 млрд руб. (2006) (74,5 - 2005)

ВВП на душу населения: 83,8 тыс. руб. (2006) (73,2 - 2005)

Структура экономики в целом характерна для центрального района. В промышленности формируется около 39,4 % ВВП (2006), из них 29,0 % в обрабатывающих производствах (прежде всего машиностроение и пищевая промышленность), 5,8 % - в строительном комплексе, 4,1 % - в энергетике. В агропромышленном комплексе создаётся 10,9 % ВВП (2006) (11,5 % - 2005).

Промышленность. Наибольшую долю в объёме промышленного производства на 2004 год имеют машиностроение и металлообработка (42,7 %); пищевая (22,5 % с тенденцией к увеличению); лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (11,4 %); и энергетика (9,4 %).

Отраслью специализации региона является машиностроение: транспортное (Людиновский тепловозостроительный завод, автоконцерн «Фольксваген»,Калужский завод путевых машин и гидроприводов, Калужский завод транспортного машиностроения), турбинное (Калужский турбинный завод), котельное (Киров), авиамоторостроение (Калужский двигатель), сельскохозяйственное машиностроение (Людиново), специальное автомобилестроение (Козельск), приборостроение (лазерная техника в Калуге, сборка компьютеров компанией Kraftway в Обнинске) и радиоэлектроника, технологическое оборудование (Завод металлоконструкций «ЮВС»), а также производство стройматериалов (в том числе ОАО Стройполимеркерамика (Воротынск) в составе трех заводов: Сантери, Воротынский кирпич и Воротынская керамика).

Благодаря относительно высокой рентабельности особенное развитие в последнее время получает пищевая промышленность (Ликероводочный завод Кристалл, Калужский мясокомбинат, Калужский хлебокомбинат и др.), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (целлюлозно-бумажный завод StoraEnso в Балабанове и др.), строительный комплекс, имеется атомная промышленность (Товарково и Обнинск), лёгкая промышленность (Фабрика «Художественная вышивка» в Тарусе), чёрная и цветная металлургия (порошковая и цветная в Калуге)

Транспорт. Основные транспортные узлы региона - Калуга, Обнинск и Сухиничи.

Основной автомобильной магистралью является М3 «Украина», с интенсивностью движения до 13800 авт./сутки, проходящая через города Балабаново, Обнинск, вблизи Малоярославца, Калуги, Сухиничи и города Жиздра. Важное значение имеет и федеральная автодорога A101 Москва - Варшава («Старая Польская», «Варшавка»), с интенсивностью движения до 11 500 авт./сутки, проходящая через Белоусово, Обнинск, Малоярославец, Медынь, Юхнов, около Спас-Деменска. Кроме того региональное значение имеет автодорога Р132 Вязьма - Калуга - Тула - Рязань с интенсивностью движения до 6750 авт./сутки, и участок А108 «МБК» проходящий через город Балабаново. Протяжённость автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 6564 км. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием - 165 км на 1000 км².

Основная железнодорожная магистраль - Москва - Киев, проходящая через Балабаново, Обнинск, Малоярославец, Сухиничи. Кроме того важны однопутные тепловозные линии Вязьма - Калуга - Тула (через Мятлево, Полотняный Завод, Пятовский и Калугу), Сухиничи - Смоленск (через Спас-Деменск), Сухиничи - Рославль (через Киров), Сухиничи - Тула (через Козельск), Козельск - Белёв, Вязьма - Брянск (через Киров и Людиново) а также ветка Брянск - Дудоровский. В Калуге размещено крупное локомотивное и моторвагонное депо. Протяжённость железных дорог общего пользования составляет 872 км. Плотность железных дорог общего пользования - 29 км на 1000 км².

В области размещено четыре аэродрома среди них один гражданский - вблизи Калуги аэродром « Грабцево» (на 2008 год закрыт), военные в городе Ермолино и крупный военный аэродром Шайковка.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Проблемы малых нефтяных компаний
Эволюция форм взаимоотношений между собственниками компаний и менеджерами на сегодняшний день только обострило проблему увеличения эффективности деятельности предприятий в нефтегазовой отрасли. Конкурентоспособной остается только лишь модель вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Главной проблемой в этом случае является отсутствие адекватных механизмов оценки эффект ...