Промышленный комплекс округа. Развитие и размещение отраслей специализации промышленности
Топливно-энергетический комплекс Дальнего Востока вносит свои вклад в развитие электроэнергетики и топливной промышленности России. Наибольшее количество угля добывается в Приморском крае (Артем, Партизанок), Республике Саха (Нерюнгри), а также в Амурской (Райчихинск) и Сахалинской областях. Природный газ добывается в Сахалинской области и Республике Саха. Электроэнергетика района представлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими теплоэлектростанциями; Зейской, Колымской и другими гидроэлектростанциями; Билибинской атомной и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке.
Химическая и нефтехимическая промышленность размещена лишь в Хабаровском крае (Хабаровск) и Приморском крае (Комсомольск-на-Амуре), куда нефть поступает из Сахалинской области [2, 506-507].
Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область. Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха (Якутия)).
Животноводство развито преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству [3, 426].
На протяжении 5,6 тысяч миль побережья Дальнего Востока расположены 22 морских торговых и 10 рыбных портов. Самые крупные из них, имеющие потенциальный оборот не менее 1 млн. т: - Восточный, Находка, Владивосток, Посьет, Пластун - в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри - в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков, Углегорск - на Сахалине; Магадан - на севере и Петропавловск-Камчатский - на Камчатке.
Через эти порты проходит более 95% всех грузопотоков Дальнего Востока. По этой причине порты занимают одно из ключевых мест в экономике региона и страны в целом. Так, порты Приморья и порт Ванино имеют прямой выход на Транссибирскую магистраль и БАМ, образуя вместе с припортовыми железнодорожными станциями так называемые транспортные узлы. Как известно, крупных транспортных узлов на Дальнем Востоке три: Владивостокский (Владивостокский торговый порт), Находкинский (Находкинский торговый порт, нефтепорт, порт Восточный) и Ванинский (порты Ванино, Советская Гавань и ЗАО "Трансбункер").
Для количественного определения уровня специализации экономических районов, используются такие показатели, как коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности. Для определения отраслей рыночной специализации мы будем использовать индексный метод, предложенный Кистановым В.В.
Таблица 3.Отраслевая структура промышленного производства на 2010(%)[7]
Продукция |
Всего |
Из неё | |||||||||||
Федеральные округа |
% |
Электро- энергетика |
Топливная промышленность |
Чёрная металлургия |
Цветная металлургия |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
Машиностроение и металлообработка |
Лесная дерево- обрабатывающая промышленность |
Промышленность строительных материалов |
Стекольная промышленность |
Лёгкая промышленность |
Пищевая промышленность |
Мукомольная и крупяная промышленность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Российская федерация |
100 |
6,6 |
18,5 |
8,3 |
8,7 |
8,3 |
20,6 |
4,6 |
3,2 |
0,4 |
6,9 |
10,3 |
2,3 |
Дальневосточный |
100 |
10,7 |
14,1 |
1,4 |
26,4 |
1,3 |
10,2 |
6,5 |
4,2 |
0,2 |
1,5 |
20,2 |
2,2 |
Немного больше по теме
Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и основные направления её совершенствования
Инвестиционный процесс является одним из основных факторов
функционирования экономической системы, определяющих возможности
технологического развития и эффективность материального производства. Этим
обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации
инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и
внешние инвестиции, и, прежде всег ...