Модель У. Нисканена
Модель, представленная в данном разделе, основана на следующих двух ключевых свойствах бюро: (1) бюрократы максимизируют весь бюджет своего бюро с учетом данных условий спроса и затрат и при ограничении, согласно которому бюджет должен быть равен или превышать минимальную сумму общих затрат при равновесном выпуске (2). Бюро обменивают специфическую продукцию (или продуктовую комбинацию) на определенный бюджет. Таким образом, в рамках данной статьи бюро определяются этими двумя свойствами или особенностями.
К ряду переменных, которые могут войти в функцию полезности бюрократа, относятся следующие: заработная плата, офисные блага,* общественная репутация, власть, патронаж, легкость управления бюро и легкость осуществления перемен.
В своих трудах Нисканен утверждал, что все эти переменные представляют собой позитивную монотонную функцию от общего бюджета бюро.
Максимизация бюджета должна быть адекватной задачей даже для бюрократов с относительно низкой денежной мотивацией и относительно высокой мотивацией осуществления изменений в интересах общества. Интересно отметить, что большинство выдающихся государственных руководителей последних лет значительно увеличили бюджеты управляемых ими бюро.
Вторая особенность, согласно которой бюро обменивают свой выпуск на общий объем бюджета, а не бюджета в расчете на единицу продукции, является общепризнанной, но ее значение для поведения бюро не является таковым. Она дает бюро ту же разновидность «рыночной» власти, каковой обладает монополия на рынке, где существует выбор типа «все или ничего».
Таким образом, бюро может присвоить весь потребительский излишек. Однако, как показано ниже, эта особенность бюро приводит к существенно иному выпуску, бюджету и условиям благосостояния по сравнению с монополией.
В соответствии с этими двумя свойствами, ниже выводятся условия равновесия на примере бюро, имеющего дело с линейными функциями спроса и затрат. Сначала рассмотрим покупающее факторы на конкурентном рынке бюро, для которого:
= а-bQ
= предельная ценность для потребителей
С = минимальные предельные затраты для бюро= выпуск бюро.
Далее, для данных условий
Где=общий бюджет бюро
ТС = минимальные общие затраты бюро
Для этих условий равновесный уровень Q определяется следующим образом. Максимизация В дает верхний уровень Q = а/b. Ограничение, согласно которому при некоторых условиях В должна быть равна или больше ТС, дает низший уровень Q = 2 (а-с)/b + 2 (1. Эти уровни б совпадают при а = 2bс/b - 2ё. Таким образом, для бюро, покупающего факторы на конкурентном рынке, равновесный уровень б достигается там, где
Рис. 3 иллюстрирует эти равновесные уровни выпуска для представленных здесь спроса и затрат.
Рис. 3. Равновесный выпуск бюро
Для более низкого спроса, представленного линией V;, равновесный выпуск бюро будет заключен внутри бюджетного ограничения, где площадь многоугольника равна площади прямоугольника efgi. При равновесном уровне выпуска в данном бюро нет «жира»; общая сумма бюджета просто покрывает общие минимальные затраты и никакой анализ эффективности затрат не обнаружит никаких растрат ресурсов. Однако выпуск этого бюро выше парето-оптимального уровня. Равновесный уровень выпуска находится в области, где минимальные достижимые предельные затраты ig значительно выше предельной ценности для потребителей ih затраты охватывают собой весь потребительский излишек, который мог бы иметь место при эффективной деятельности с более низким уровнем бюджетных расходов. Если минимальные предельные затраты возрастают с ростом выпуска вследствие роста удельных факторных затрат (а не уменьшения производительности), то данное бюро будет приносить существенный факторный излишек, равный треугольнику cfg этот излишек больше, чем тот, что мог бы быть произведен при более низком, парето-оптимальном выпуске. Законодательные органы, представляющие преимущественно интересы факторов, по понятным причинам предпочитают предоставление общественных услуг посредством бюро.
Немного больше по теме
Понятие ценовой стратегии и ее необходимость
Политика
цен любой компании формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает
ценовую стратегию и ее тактику. Как правило, ценовая политика разрабатывается в
рамках общей маркетинговой стратегии, но с учетом финансовых целей и
возможностей предприятия. Она предполагает позиционирование продукта (услуги)
на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и
п ...