Оценка уровня занятости в Российской Федерации

В России уровень занятости населения (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил в июле 65,2%, сообщает Федеральная служба госстатистики (Росстат).

При этом численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июле составила 76,4 млн человек, или около 54% от общей численности населения страны.

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июле составил 5,4% (без исключения сезонного фактора).

В численности экономически активного населения 72,3 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,1 млн человек - как безработные с применением критериев Международной организации труда (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с июнем, численность занятого населения в июле увеличилась на 48 тыс. человек, или на 0,1%, численность безработных уменьшилась на 20 тыс. человек, или на 0,5%. По сравнению с июлем 2011 г. численность занятого населения выросла на 648 тыс. человек, или на 0,9%, численность безработных сократилась на 889 тыс. человек, или на 17,7%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,8 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в госучреждениях службы занятости населения. В конце июля 2012 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1086 тыс. человек, что на 3,6% меньше по сравнению с июнем 2012 года.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в июле 2012 г. составила 44,9%, доля городских жителей - 61,0%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В июле это превышение составило 1,9 раза.

Средний возраст безработных в июле составил 33,7 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 33,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,8%, 20-24 лет - 25,8%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,0%) и 20-24 лет (14,0%). По сравнению с июлем 2011 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 6,4 п.п., в возрасте 20-24 лет увеличился на 0,2 п.п.

.2 Механизм функционирования рынка труда и его особенности

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.

Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда).

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Понятие ценовой стратегии и ее необходимость
Политика цен любой компании формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и ее тактику. Как правило, ценовая политика разрабатывается в рамках общей маркетинговой стратегии, но с учетом финансовых целей и возможностей предприятия. Она предполагает позиционирование продукта (услуги) на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и п ...