Социальные последствия безработицы и политика занятости
Социальные последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.
Применяемые за рубежом методы изучения и оценки последствий безработицы предоставляют возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике нашей страны (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Подобные исследования позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе [14].
Предлагается развернутая классификация наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
Отрицательные:
. Обострение криминогенной ситуации.
. Усиление социальной напряженности.
. Рост количества физических и психологических заболеваний.
. Увеличение социальной дифференциации.
. Снижение трудовой активности.
Положительные:
. Повышение социальной ценности рабочего места.
. Увеличение личного свободного времени.
. Возрастание свободы выбора места работы.
. Увеличение социальной значимости и ценности труда.
Государственная политика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Исходя из этого принципы государственной политики занятости, сформулированные в ст.5 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, на взгляд специалистов в этой области, нуждаются в дополнении [2].
Представляется, что в их число нужно включить обязательства государства по формированию рациональной структуры занятости. Она должна отвечать общественным потребностям и требованиям рынка, способствовать достижению сбалансированности предложения рабочей силы и рабочих мест, созданию новых рабочих мест и повышению эффективности существующих, развитию трудового и интеллектуального потенциала, а также совершенствованию систем обучения и переобучения, распределительных отношений в трудовой сфере. Речь должна идти о ее приоритетности во всей макроэкономической политике. Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации - правительство и Федеральное Собрание.
Немного больше по теме
Прибыль и рентабельность промышленной организации анализ и пути их увеличения
Главной
задачей промышленной организации условиях рыночной экономики является
функционирование с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства и
граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими
свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в
социально-экономическое развитие страны. Для выполнения своей главной задачи
организация ...