Состояние предпринимательства в России
Рассматривая особенности предпринимательства в России необходимо определить их критерии выделения, отличия от других организаций, т.е. методические подходы к субъектам предпринимательства.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства с целью их статистического учета содержаться в нормативных актах РФ. Так с 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Одним из ключевых нововведений, установленных в законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются:
средняя численность работников, независимо от вида деятельности; Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;
предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [2] указанные предельные значения определены следующим образом:
для микропредприятий - 60 млн. рублей;
для малых предприятий - 400 млн. рублей.
С 1 января 2010 г. также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства [3], статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.
Основываясь на методические подходы, охарактеризуем состояние российского малого бизнеса.
Для изучения состояния малого бизнеса период анализа 2011-2012 годы. В анализируемом периоде динамика количества малых предприятий в России носит положительный характер. В целом в РФ на 01.01.2013 зарегистрировано 1 997,0 тыс. малых предприятий, что выше на 8,7% показателей 2012 года. Если анализировать в расчет на 100 тыс. жителей, то также отмечается положительная динамика - рост малых предприятий возросло на 110,5 ед. (рис. 2.1).
Другим важным показателем характеризующем малый бизнес и его значимость в решение социально-экономических вопросов общества является численность занятых на малых предприятиях.
предпринимательство малый бизнес субъект
Рис. 2.1 Динамика количества зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам РФ на 01.01.2013 г. [4]
В настоящее время в РФ занято порядка 10481,1 тыс. чел. (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в 2012 г. [4]
Федеральные округа |
Среднесписочная численность работников МП |
Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых | ||
тыс. чел. |
в % к 2011 г. |
% |
изменение относительно 2011 г., п.п. | |
РФ |
10 481,1 |
100,6 |
22,6 |
0,16 |
Центральный ФО |
3 096,7 |
97,8 |
23,3 |
-0,46 |
Северо-Западный ФО |
1 248,3 |
99,7 |
24,6 |
-0,04 |
Южный ФО |
841,1 |
100,5 |
22,4 |
0,28 |
Северо-Кавказский ФО |
289,1 |
105,9 |
17,3 |
0,97 |
Приволжский ФО |
2 301,9 |
103,0 |
23,7 |
0,83 |
Уральский ФО |
918,2 |
101,0 |
20,4 |
0,18 |
Сибирский ФО |
1 333,0 |
101,8 |
21,8 |
0,33 |
Дальневосточный ФО |
452,7 |
102,6 |
20,2 |
0,29 |
Немного больше по теме
Повышение эффективности деятельности предприятия в рыночных условиях (на примере ООО Дабан)
На современном этапе хозяйствования основой экономической политики
является повышение эффективности и качества работы всех звеньев промышленного
производства. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и
самостоятельность предприятий всех форм собственности в выработке
управленческих решений по обеспечению эффективности их производственно-хозяйственной
деятельности. Дейс ...