Государственное регулирование рынка труда

Важнейшая задача для государства - не допустить массовой безработицы. Для этого необходимо организовать такую подготовку человека к труду, когда он, несмотря на изменения в технической базе производства, условиях труда, достаточно быстро сможет пройти переподготовку, овладеть новыми знаниями, навыками и умениями. Судя по некоторым статистическим данным, в борьбе с безработицей наметились положительные тенденции. Так, если в 1999 г. среднее время поиска работы безработными составляло 9,7 месяца, то в ноябре 2012 г. эти данные заметно изменились и составили соответственно 7,1 месяца.

Из 1,6 млн. безработных сельских жителей 30,0% находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более), из 2,5 млн. безработных городских жителей - 26,2%.

В ноябре 2012г. получили статус безработного 203,2 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 32,3 тыс.человек, или на 28,4% меньше, чем в ноябре 2011г., и составили 81,4 тыс.человек.

В ноябре 2012г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 85,2 человека.

По данным проведенного обследования, в ноябре 2012г. 28,4% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения, 59,9% безработных - обращение к друзьям, родственникам и знакомым.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что число занятых в среднем и малом бизнесе позволяет иметь устойчивое экономическое развитие, формирует средний класс, обеспечивает стабильность и гарантии занятости для большинства граждан. Среднесрочная программа экономического развития Российской Федерации предусматривает приоритетное развитие этих форм бизнеса, равно как и индивидуальной трудовой деятельности, и на этой основе достижения высокой занятости населения. Пока же эти виды деятельности привлекают не более 2% от общей численности безработных. В определенной мере такая ситуация определяется двумя обстоятельствами: криминализацией бизнеса, с одной стороны, и коррупцией чиновничества - с другой. Устранение этих двухосновных причин - государственное дело.

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

) стимулирование роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики;

) подготовка и переподготовка работников;

) содействие найму работников;

) социальное страхование безработицы (пособия по безработице).

Программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры имеет ключевое значение в государственном регулировании рынка труда.

Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:

пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США 50% заработной платы, во Франции- 40, в Японии- 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии- 26 недель, в Великобритании- 45, в Канаде- 50 недель;

финансовая помощь безработным;

помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте ит. д.).

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основные инструменты которого - денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.

Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.

Следовательно, государственное регулирование рынка труда- это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.

Биржа труда - одна из структур рыночной экономики, организация, которая осуществляет посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не уничтожают безработицу, но помогают упорядочить процессы устройства трудящихся на работу, предпринимателям же помогают организовать наем работников.

Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро ит. д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

Биржи труда выполняют следующие основные функции:

оказание услуг при трудоустройстве безработных;

оказание содействия в перемене работы;

изучение спроса и предложения рабочей силы;

сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;

профессиональная ориентация молодежи;

организация переобучения и трудоустройства инвалидов;

выдача пособий безработным (в ряде стран).

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Понятие предпринимательской деятельности
Чем же руководствуется человек, чтобы заняться предпринимательской деятельностью, что движет им? С точки зрения психологи главной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и ...