Мониторинг устойчивого развития сельских территорий
Для современного этапа развития общества характерно возрастание роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной, своевременной и достоверной информации о развитии сельских территорий, как в целом, так и по отдельным направлениям является необходимым условием организации контроля над эффективностью проводимых государством мероприятий в соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
В концепции развития особое место принадлежит информационному обеспечению и мониторингу развития сельских территорий, так как от своевременности и достоверности получаемой информации зависит принимаемые решения на всех уровнях управления (федеральном, региональном, местном).
Одним из направлений, выделяемых в Концепции, является совершенствование муниципальной статистики в целях более полного отражения состояния отдельных сельских территорий и их вклада в развитие сельской экономики. Это связано с тем, что перед муниципальными органами власти и управления стоят проблемы:
1) эффективной организации сбора информации, характеризующей социально-экономическое положение населения;
2) объективной оценки происходящих изменений на сельской территории;
) прогнозирования развития территорий;
) своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
Решение этих проблем и должна обеспечить организация мониторинга развития сельских территорий.
Мониторинг представляет собой специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза [54]. Информационной основой мониторинга может служить не только статистическая информация, но и данные социологических исследований.
Организация процесса мониторинга требует определить:
1) сущность, задачи, основные принципы организации мониторинга;
2) основные направления мониторинга;
) систему инструментов мониторинга - перечень показателей мониторинга, периодичность их сбора и источники информации;
) техническое обеспечение мониторинга - рекомендации по выбору средств вычислительной техники, использованию каналов связи;
) организационно-экономический механизм реализации мониторинга в регионе.
Основы мониторинга развития сельских территорий должны формироваться в рамках:
1) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.08 №1662-р;
2) Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.10 №120;
) Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительством РФ от 30.11.10 №2136-р;
) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 №131-ФЗ;
) Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.06 № 264-ФЗ.
) Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.07 №446 и др.
Целью мониторинга развития сельских территорий является формирование сведений об основных направлениях развития, эффективное соблюдение которых обеспечит оптимальное использование ресурсов, стабильное развитие территорий и улучшение жизни сельского населения на среднесрочную перспективу.
Немного больше по теме
Промышленный потенциал белорусской экономики
Производство
- это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их
потребностей. Оно представляет собой общественный процесс, поскольку люди
вступают при этом в совместную экономическую деятельность. В этом процессе
взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля,
предпринимательство. Результатом производства является создание материальных ...