Программно-целевой подход к управлению воспроизводственным процессом в АПК
Правильный выбор нельзя сделать, не предвидя всех желательных и нежелательных последствий, не соотнося ожидания с изменяющейся информацией. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаруживать риски и принимать меры во избежание отрицательных результатов. Сознательно или подсознательно любой человек либо созданная им структура прогнозирует последствия своих действий, решений, формулирует суждение о будущем, о будущих ситуациях, строит модель будущего. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, усилением неопределенности, вызванной переходом к рынку и циклично возникающим кризисным явлениям (период 9-10 лет).
Особенностью современного периода развития всех отраслей и сфер агропромышленного производства является необходимость ускорения научно-технического прогресса на основе инновационных процессов, позволяющих вести непрерывное обновление производства на базе освоения достижений науки, техники и передового опыта. Мировой опыт показывает, что инновационные процессы, как правило, не только поощряются, но и регулируются государством путем формирования соответствующей прогнозной политики и планомерной организации инновационной деятельности наряду с разработкой долгосрочных перспектив социально-экономического развития страны. Государственное регулирование в этой области необходимо для решения важнейших проблем, обеспечивающих устойчивое развитие национальной экономики.
Мировой опыт показывает, что чисто рыночной экономики не существует: государство вмешивалось в экономику всегда, менялись только цели, задачи, масштабы и формы его вмешательства. В большинстве современных доктрин государственное вмешательство в экономику объясняется лишь тем, что процесс рыночного регулирования может не соответствовать этическим нормам общественной жизни и социальной справедливости. Государственное регулирование в наибольшей степени необходимо в секторах, где существуют естественные монополии. Важно, чтобы государство выступало гарантом справедливой конкуренции на базе развития антимонопольной политики.
В настоящее время этапным решением стало принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и пятилетней Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (далее - Госпрограмма). На проведение государственной аграрной политики выделяются солидные финансовые ресурсы, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Государственная программа является документом, логически развивающим и усиливающим значение мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК», она включает федеральные и ведомственные целевые программы, которые системно дополняют друг друга, а вся аграрная политика становится приоритетной частью социально-экономической политики государства [73].
Начиная со второй половины XX в. программно-целевая методология неуклонно проникает во все новые области деятельности людей, производственных и социально-культурных организаций, органов управления экономикой регионов страны, находит применение при решении экономических, социальных, природоохранных задач.
На каждом историческом этапе социально-экономического развития конкретные формы и методы реализации целевого принципа развивались, совершенствовались и видоизменялись в соответствии с его задачами и особенностями.
В современных условиях решающим средством дальнейшего совершенствования управления является сочетание принципов целевого, ресурсного, программного планирования, которое является стержневым в системе комплексного планирования, в ее методологии. Программно-целевой принцип усиливает роль национальных программ в управлении, поскольку они способны придать ему комплексный характер, что позволяет решать крупные народнохозяйственные проблемы с участием различных отраслей.
Немного больше по теме
Приватизация в России и ее социально-экономические последствия
Данная
курсовая работа раскрывает вопрос о приватизации в России и ее
социально-экономических последствиях. Переход к современной рыночной системе
предполагает становление экономики, основанной на частной собственности и
конкуренции при ограниченном государственном регулировании, т.е. базирующейся,
прежде всего на частном предпринимательстве. В результате проведенной на первом
эт ...