Сущность приватизации
Термин «собственность» впервые появился в России при Екатерине Великой, а сам институт собственности в то время был пропитан государственным началом. Так что приватизационные проблемы имеют, можно сказать, исторические корни. Отношения собственности исторически переходящие. Они постоянно развиваются, в основном в области производительных сил. В основном смена отношений собственности происходит в переходных для общества период. В начальный период приватизированными становятся средства производства, созданные в предыдущий период. По мере завершения этого процесса начинается возрождение реального сектора экономики, что и становится основой расширенного воспроизводства вновь сформированной системы экономических отношений как отношений собственности.
Все многообразие форм собственности сводится к двум вариантам: общественная (государственная) форма собственности и частная. Общественная форма собственности называется также федеральной, республиканской, муниципальной и т.п. Общество делегирует права управления частью своей собственности федеральным властям или властям республиканским, областным, городским и даже общественным организациям. С другой стороны, частная собственность может выступать в форме индивидуальной, кооперативной и корпоративной, долевой и акционерной и т.д. 1.2. Функции приватизации
Приватизация имеет массу функций и решает ряд проблем: сокращение расходов государства и увеличение бюджета, борьба с монополизмом и повышение рентабельности предприятия создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях и другое.
Страны, переходящие от командно-административной системы к рыночной, с помощью приватизации стараются развить многоукладность экономики и создать институт частной собственности. В постсоциалистических странах приватизация является инструментом, с помощью которого изменяются отношения собственности и создания социальной базы нового общественного строя - широкого среднего класса. Ниже более подробно рассмотрим основные функции приватизации:
Функция укрепления общественного строя
Возникнув, государственный сектор со временем становится частью, составляющей народное хозяйство. Данный сектор может увеличиться в кризисное для страны время, например во время войн, кризисов, при необходимости создания объектов инфраструктуры или экспериментальных производств. Также сектор может и сокращаться в экономике без помощи приватизации, за счет более быстрого развития частного сектора. Размеры государственного сектора и его роль в национальной экономике являются как количественным так и социально-экономическим показателем, так как устойчивость общественного строя зависит и от степени господства определяющих экономических отношений собственности и предпринимательства в народно-хозяйственном комплексе в целом. Увеличение госсектора уменьшает поле деятельности частного предпринимательства и создает угрозу существующему строю.
При чрезмерно разросшемся государственном секторе приватизация чаще всего незаменима, так как она укрепляет социально-экономический строй в той мере, в которой этот сектор не является необходимым для сохранения этого строя элементом. Итак мы видим, что вопрос о приватизации основных объектов госсектора появляется тогда, когда частный национальный капитал может существовать без соответствующего государственного объекта или когда жизненно важный для народного хозяйства объект стал настолько рентабельным и конкурентоспособным, что не нуждается в государственных капиталовложениях, дотациях и льготах.
Нужно oтметить, что время приватизации -это благополучные годы, в которые происходит благополучное хозяйственное развитие, отсутствие кризисов, потрясений, рост государственного сектора за счет нового строительства или национализации предприятий и отраслей частных владельцев происходит в стрессовые годы, в такие годы например имеет место быть подготовка к войне, война, послевоенная разруха,экономические кризисы, которые вызваны например потерей колоний, резким снижением национальной конкурентоспособности. Разумеется, эти суждения относятся к обществу, существующему в рамках одного и того же социально-экономического строя.
Социально-политическая функция
Как известно, приватизация при стабильной рыночной экономики помогает расширить социальную базу общественной системы и государственной политики - это и является основой социально-политической функции. Расширение социально-политической базы выражается в поддержке правительственного курса во время выборов, референдумов, а также в средствах массовой информации, общественных движениях, в виде материальной поддержки предвыборной кампании соответствующих партий.
Немного больше по теме
Приоритеты реализации стратегии инновационного развития регионального АПК
В настоящее время Россия является страной,
обеспечивающей свое экономическое развитие прежде всего за счет сырьевых
составляющих. Такая модель развития не может быть устойчивой в долгосрочной
перспективе, так как: во-первых, экономическое развитие зависит от динамики
мировых цен на энергоносители; во-вторых, усиление сырьевого сектора не
сопровождается увеличением инвестиций в реа ...