История приватизации нефтяных компаний

Начало становления большинства компаний происходило раньше проведения приватизационных аукционов и было связано как с действиями предпринимателей по установлению контроля над наиболее привлекательными предприятиями нефтяной промышленности, так и с действиями государственных чиновников, проводивших реорганизацию министерств и ведомств, отвечавших за функционирование ТЭК в СССР. Одной из последних попыток реорганизации крупной промышленности в рамках СССР было создание межотраслевых научно-технических комплексов (МНТК) и государственных концернов. В рамках данного этапа преобразований в течение 1988 - 1991 гг. были созданы государственные концерны: "Газпром", "Нефтеотдача", "Лангепас-Урай-Когалымнефть" ("ЛУКойл") и ряд других. Приватизация нефтяного сектора экономики виделась идеологам этого процесса как первый шаг на пути формирования эффективной системы экономических институтов в нефтегазовой промышленности. При этом изначально планировался монополизм на рынке нескольких нефтяных компаний. Учитывалось и то, что нефтяные компании по природе своей не могут быть мелкими предприятиями, поскольку функционируют в условиях высоких финансовых и природных "барьеров для входа", а также реализуют "эффект экономии от масштаба".

В 1992 году структурно российский нефтегазовый комплекс состоял из почти 2 тыс. разрозненных объединений, предприятий и организаций, принадлежавших ранее бывшему союзному отраслевому министерству. В этих сложных условиях российское правительство было вынуждено приступить к коренной реорганизации нефтяной промышленности.

В 1992 году Министерство топлива и энергетики РФ подготовило концепцию структурных преобразований и приватизации предприятий ТЭК, которая строилась на следующих принципах:

. образование крупных хозяйствующих субъектов на рынке нефти и нефтепродуктов в виде вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), финансово устойчивых и конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках;

. сохранение единых производственно-технологических комплексов по добыче и переработке нефти и сбыту нефтепродуктов;

. создание конкурентной среды для предприятий, выполняющих функции обслуживания, и производственной инфраструктуры;

. обеспечение на переходный период контроля государства над предприятиями комплекса за счет прямого участия государства в капитале акционерных обществ;

. сохранение интегрированной системы магистральных трубопроводов с обеспечением свободного, недискриминационного доступа к ним всех производителей нефти и нефтепродуктов;

. получения за счет приватизации дополнительных источников финансирования производства, реконструкции действующих и создания новых производственных мощностей;

. обеспечение баланса интересов федерального центра и региональных властей.

В этой концепции приватизации была сделана попытка соединить два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставил интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй - задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности.

Так, рассматривались планы по воссозданию нескольких мощных государственных нефтяных компаний. Фактически шла речь о создании неких модернизированных структур, заимствованных из прежней советской экономики, с включением некоторых элементов хозяйственной самостоятельности и хозяйственного расчета.

Считается, что началу приватизационного процесса в отрасли положил Указ Президента РФ №1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения».

Ключевым для создания вертикально-интегрированных нефтяных компаний стал, разумеется, Указ Президента РФ №1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». Указ создавал рамочные условия для приватизации нефтяных компаний и стал основой для передачи прав собственности на государственные геологические, добывающие, перерабатывающие и сбытовые предприятия нескольким крупнейшим нефтяным компаниям.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Планирование ремонтного хозяйства насосной станции городского водоснабжения
Данная насосная станция городского водоснабжения относится к коммунальной отрасли и является энергоёмким предприятием. Большая часть электрической энергии используется в эл. двигателях насосов. Производство является непрерывным. Насосная станция городского водоснабжения работает в трёхсменном режиме. Большинство потребителей насосной станция городского водоснабжения первой категор ...