Общие положения о теориях прибыли

На протяжении всех исторических периодов, отличавшихся различными условиями политического, социального и экономического развития, существовали различные подходы к пониманию доходов, прибыли фирм. Это обуславливалось не только необходимостью или, наоборот, отсутствием таковой, самой трактовки понятия, но и развитием самой экономической сферы.

Поэтому понятие прибыли на протяжении всей истории постоянно усложнялось и изменялось, и данный процесс продолжается по сегодняшний день.

Существует большое количество теорий прибыли, для описания которых потребуется целое исследование, так как, как верно указывали В.И. Бархатов, Ю.Ш. Капкаев "В экономической литературе, как зарубежной, так и российской, теория прибыли остается до сих пор многозначной и довольно противоречивой".

Существуют различные классификации теорий прибыли. Однако ни одна из таких классификаций не является исчерпывающей.

Одна из них подразделяет все теории на: функциональные (компенсационные), монополистические (фрикционные), инновационные (научно-технические).

От самой природы прибыли все теории можно подразделить на: прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости; прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, капитала и земли.

В зависимости от источника прибыли все теории подразделяют на: объективные и субъективные. К объективным теориям относятся: конъюнктурные теории, рассматривающие прибыль как результат рыночного равновесия; теории монополии, рассматривающие прибыль как результат несовершенства конкуренции; теории капитала, рассматривающие прибыль как элемент валового капитала, наряду с рентой и заработной платной; прибавочной стоимости, в данном случае основу прибыли составляет прибавочная стоимости. Субъективные теории (инновации, рисковые теории и др.) предполагали наличие дополнительного фактора производства.

"Основные принципы исследования содержания прибыли связаны с развитием школы меркантилистов, среди которых наиболее значимыми стали теоретические воззрения Т. Мана, Д. Юма, Ж. Кольбера". Методика данной школы - поиск источников прибыли.

Особое место в теориях прибыли принадлежит К.Марксу, исследовавшему прибыль с точки зрения трудовой теории стоимости.

В экономической науке XX в. Получили свое развитие следующие теории: прибыли как трудового дохода от предпринимательской деятельности во всех ее видах; производительного капитала (прибыль есть результат функционирования капитала как обязательного фактора любого производства); - прибыли как результата существования монополии и др.

"Общим признаком указанных теорий является признание источником прибыли новаторской творческой деятельности предпринимателя".

Немного больше по теме

Применение теории контрактов на рынке труда
трудовой контракт рынок В настоящее время сложно представить себе работодателя, который не заключает со своими подчиненными трудового контракта. Предполагается, что принципал (работодатель) стимулирует высокую производительность работника, предлагая ему различные уровни заработной платы в зависимости от уровня усилий. К таким контрактам относятся, например, контракты менеджеров по п ...