Экономическая природа прибыли в сфере услуг, ее виды, источники образования и методика анализа
При оценке выполнения плана прибыли целесообразен расчет следующих показателей:
. Абсолютное отклонение фактической суммы общей прибыли от предыдущих отчетных периодов.
. Абсолютное отклонение фактической суммы прибыли от реализации в разрезе отраслей деятельности от предыдущих отчетных периодов.
З. Абсолютное отклонение фактической суммы операционного дохода и прибыли от внереализационных операций от предыдущих отчетных периодов
. Структура плановой и фактической суммы общей прибыли и ее изменение.
Оценка динамики прибыли проводится при помощи следующих показателей:
цепные и базисные темпы роста (снижения) видов прибыли;
цепные и базисные темпы прироста видов прибыли;
структура прибыли и ее изменение за ряд лет;
структура прибыли от реализации и ее изменение за ряд лет.
При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции, работ и услуг.
Оценка влияния факторов на изменение прибыли и рентабельности ведется с учетом ее формирования.
Как известно, прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Значит, чем больше организация реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Поскольку анализ прибыли организации проводится за период 2009-2011 гг., то методика исследования приведена в соответствии с действующими в это время формами годовой бухгалтерской отчетности.
Обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль за отчетный период. На ее изменение оказывают влияние многие факторы. По данным информации, формирующейся у субъекта хозяйствования, можно рассчитать влияние факторов первого и второго порядка в соответствии с методикой В.И. Стражева [1, с.120].
К факторам первого порядка относятся изменения:
прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
прочие операционные доходы (расходы);
внереализационные результаты.
К факторам второго порядка относятся изменения:
объем реализации продукции;
структуры реализованной продукции;
полной себестоимости реализованной продукции;
цен на реализованную продукцию;
штрафов, пеней, неустоек, полученных за вычетом уплаченных;
прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
поступлений долгов и дебиторской задолженности;
финансовой помощи от других организаций, пополнения фондов специального назначения и другие.
Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с прибылью отчетного периода прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту, а повышение - к снижению прибыли.
Значительное влияние на прибыль отчетного периода оказывают результаты от реализации основных средств, нематериальных и прочих активов, а также от внереализационных операций. Анализ финансовых результатов от реализации основных средств, нематериальных и прочих активов предполагает рассмотрение этих операций по существу с точки зрения как законности совершения этих операций, так и правильность оценки реализуемого имущества, определения затрат по реализации и прибыли. Производится сравнение прибыли за ряд отчетных периодов. Для детального анализа привлекаются данные текущего бухгалтерского учета.
Каждый вид реализации прочих активов (сырья, материалов и др.) имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при анализе. Особое внимание следует обратить на реализацию излишних материалов. Это необходимо для выявления случаев практики создания излишних запасов, в связи с чем оборотные средства на длительное время выводятся из оборота, что приводит к их недостатку и снижению эффективности использования.
Немного больше по теме
Проблемы малых нефтяных компаний
Эволюция форм взаимоотношений между
собственниками компаний и менеджерами на сегодняшний день только обострило
проблему увеличения эффективности деятельности предприятий в нефтегазовой
отрасли. Конкурентоспособной остается только лишь модель вертикально
интегрированных нефтегазовых компаний.
Главной проблемой в этом случае является
отсутствие адекватных механизмов оценки эффект ...