Внешнеторговый потенциал отрасли
Занимая в мире по территории 0,15 % , по численности населения 0,17 %, Беларусь производит значительные по удельному весу объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции: тракторы - 8 %, минеральные удобрения - 3, в том числе калийные - 14; химические волокна и нити - 1,3; холодильники и морозильники - 1,2; масло животное - 0,9 %. Доля Беларуси в мировом производстве важнейших видов сельскохозяйственной продукции составляет: льноволокно - 6,4 %; картофель - 2,8; молоко - 0,9; мясо в убойном весе - 0,3; сахарная свекла - 0,6 % .
По удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП Республика Беларусь занимает первое место среди стран СНГ, а по производству ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) уступает только Российской Федерации и Казахстану.
Основу внешнеэкономического потенциала Беларуси создает промышленность и прежде всего те ее отрасли, продукция которых занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров.
В товарной структуре экспорта Беларуси наибольший удельный вес имеет продукция машиностроения, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов.
На долю продукции машиностроительного комплекса приходится около четверти всего белорусского экспорта. Внешнеэкономический потенциал здесь определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мотоциклов и др. Отечественные предприятия обладают определенными конкурентными преимуществами, использование которых позволяет менять специализацию в международном разделении труда и повышать эффективность внешнеэкономической деятельности. Только за годы государственного суверенитета в Беларуси освоено производство автобусов, троллейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов и других видов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
Значительным внешнеторговым потенциалом располагают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность, а также агропромышленный комплекс страны. В последние годы внешнеэкономический потенциал Беларуси укрепляется за счет экспорта услуг, доля которых в общем объеме экспорта товаров и услуг увеличилась до 13 %.
Пользуясь своим географическим положением, Беларусь ежегодно получает солидные «дивиденды» за счет предоставления транспортных услуг, на долю которых приходится свыше половины экспорта всех видов услуг Существенно увеличивается экспорт услуг по статье «поездки», которые в платежном балансе выделяются как расходы на деловые и личные поездки. Деловые поездки представляют собой расходы по служебным командировкам, поездкам обслуживающего персонала и расходы граждан, приехавших с целью временного трудоустройства. Личные поездки включают затраты на туристические, личные и транзитные поездки. Ускоренными темпами растет также экспорт компьютерных и информационных услуг, хотя их абсолютный объем невелик (0,9 % общего объема экспорта услуг).
Таблица 9. Основные показатели внешней торговли товарами, млн долл.
2000 г. |
2005 г. |
2011 г. | |
Всего |
15.972 |
32.687 |
87.178 |
Экспорт |
7.326 |
15.979 |
41.419 |
Импорт |
8.646 |
16.708 |
45.759 |
Сальдо |
- 1.320 |
- 729 |
- 4.340 |
Немного больше по теме
Прибыль предприятия
Основной
целью любой коммерческой организации является извлечение прибыли. Прибыль - это
основной показатель эффективности деятельности предприятия.
Целью
данной курсовой работы является рассмотреть понятие прибыли как экономическую
категорию, изучить факторы формирования прибыли и рентабельности предприятия.
Задачи:
дать понятие прибыли и её роль в формировании финансовых р ...