Использование возможностей АВС-анализа для оптимизации структуры выпуска
Для определения приоритетных направлений повышения эффективности производства продукции необходимо выделить наиболее перспективные товарные группы. Компания рано или поздно оказывается перед дилеммой - стараться максимально угодить клиенту и держать широкий ассортимент и большой товарный запас или следить за рентабельностью вложений в ассортимент и в склад, с тем, что бы можно было дальше развиваться. Налицо противоречие между двумя задачами - максимально удовлетворить наибольшее число клиентов или сделать компанию максимально рентабельной.
Какой ассортимент необходим для удовлетворения потребностей покупателей? Какие формы работы с ассортиментом обеспечат максимальную отдачу вложенных средств? Эффективное управление запасами отвечает на эти вопросы и приводит компанию к тому, что ассортимент наиболее полно отвечает всем потребностям клиентов и оптимизирует ресурсы предприятия [26, c.23].
Оговоримся сразу, что существует достаточное количество методов, позволяющих анализировать ассортимент и товарные запасы. Мы выбрали те, которые кажутся нам не только эффективными, но и применимыми на практике.
Предложенные в этой части работы методы практичны, просты, информативны и очень активно применяются многими успешными компаниями. Однако мы уверены так же и в том, что нет пользы в сложной математической формуле, если нельзя переложить ее на простой язык элементарной таблицы Excel - далеко не все специалисты, работающие с ассортиментом, имеют высшее математическое образование. Именно отсутствие внятного и простого инструмента ограничивает широкое распространение подобных методов. Мы поставили своей целью на простых примерах показать методику применения наиболее популярных математических методов анализа ассортимента [11, c.24].
Для того, что бы любой анализ был эффективен необходимо, чтобы данные, лежащие в его основе, точны и доступны для структурирования. Ассортимент должен иметь понятную структуру, информационная база данных должна быть достаточно современна и конечно, наш персонал должен уметь обращаться с этой системой. Также многое зависит от того, правильно ли ведется учет движения товаров.
Приведя в порядок общую структуру, мы можем взяться за анализ ассортимента. Для этого мы рассмотрим подробно методику проведения АВС - и XYZ-анализа.
С помощью АВС-анализа можно анализировать вклад товара в результат работы магазина, а XYZ-анализ дает нам информацию о стабильности продаж товара.
Один из универсальных и распространенных методов анализа ассортимента является метод АВС-анализа. АВС-анализ ("а-бэ-цэ"-анализ) нельзя путать с бухгалтерским Abc-анализом (читается "эй-би-си"-анализ и переводится как "activity-based costing" - "расчет себестоимости на основе разнесения затрат по видам деятельности").
АВС-анализ основывается на так называемом принципе Парето, говорящем о том, что за 20% последствий отвечает 80% причин. На самом деле, основателем идеи явился доктор Джозеф Джуран, обнаруживший универсальный принцип, который он назвал "vital few and trivial many" (важного - мало, обычного - много). Правило 20/80 означает, что в любом процессе малое число причин (20%) жизненно важны, а 80% не оказывают существенного влияния на результат.
Управленцы и люди творческих профессий знают, что 20% результатов (первые и последние 10%) отнимают 80% времени и сил. Принцип Парето можно применить практически к любой сфере бизнеса:
% материальных благ приходятся на 20% населения (соответственно, остальные 80% людей довольствуются 1/5 частью материальных богатств, имеющихся у человечества).
за 20% рабочего времени делается 80% работы
% клиентов приносят компании 80% дохода
% товарных запасов поставляются 20% поставщиков,
% товарных запасов занимают 80% склада,
% дефектов вызывают 80% проблем.
% объема продаж обеспечивается 20% продавцов,
и так далее [11, c.24].
Важно, что данное правило является эмпирическим - конкретная пропорция может оказаться иной - не 80/20, а, например, 90/10 или 67,48/32,52. Правило Парето указывает именно на значительное отклонение от пропорции 50/50 в различных системах, а не конкретную величину отклонения. Но пропорция "20/80" все же является универсальным термином и мы примем ее для простоты формулировки.
Для нас ценность правила Парето заключается в том, что эта идея позволяет сосредоточиться на тех 20%, которые действительно важны. Из этих 20% проистекает 80% будущих результатов. И метод АВС-анализа позволяет определить наиболее приоритетные позиции, "звезды" в ассортименте компании или магазина, выделить аутсайдеров и показать, что является базовым ассортиментом.
Немного больше по теме
Принцип невидимой руки рынка и государственное регулирование рыночной экономики
Невидимая
рука рынка - метафора, предложенная шотландским экономистом XVIII века Адамом
Смитом для обозначения объективного рыночного механизма, который координирует
решения производителей, продавцов и потребителей. Каждый производитель
преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение
чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая
не ...