Использование возможностей АВС-анализа для оптимизации структуры выпуска
По сути, АВС-анализ - это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Мы далее будем говорить об ассортименте компании. Однако ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж - все, что имеет достаточное количество статистических данных.
В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов - А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль магазина (в зависимости от выбранного результата. Под словом "результат" мы в дальнейшем будем подразумевать или прибыль, или оборот):
Товары А - самые важные товары, приносящие первые 50% результата.
Товары В - "средние" по важности, приносящие еще 30% результата.
Товары С - "проблемные" товары, приносящие остальные 20% результата [26, c.25].
Такое соотношение процентов как раз и обусловлено правилом Парето - мы выделяем главные 80% результата (у нас это выделено как 50 + 30, но можно использовать и другие пропорции, например, 70 + 10, или 65 + 15) и оставшиеся 20%.
Рисунок 5 - Данные АВС-анализа на графике
Порядок проведения АВС-анализа:
шаг. Выбираем объект анализа (что будем анализировать? Ассортимент? Поставщиков? Клиентов?) и параметр (по какому признаку будем анализировать? По обороту? По прибыли? По оборачиваемости?). Обычно объектами АВС-анализа являются товарные группы, товарные категории и товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объем продаж (в денежном или количественном выражении), доход (в денежном выражении), товарный запас, оборачиваемость и т.д.
шаг. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра (вверху располагаются товары с наибольшей долей в обороте, внизу списка - с наименьшей).
шаг. Выделяем группы А, В или С. Для этого необходимо:
рассчитать долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом.
- присвоить значения групп выбранным объектам.
Доля с накопительным итогом высчитывается путем прибавления параметра к сумме предыдущих параметров [26, c.26].
В соответствии с этим проведем анализ особенностей ассортимента компании посредством АВС-анализа.
Таблица 13
АВС-анализ продаж компании
Наименование товарной группы |
Объем продаж за год |
Процент из общего оборота |
Кумулятивный процент |
Арахис |
115178 |
34,00% |
34,00% |
Грецкий орех |
81302 |
24,00% |
58,00% |
Фундук |
60977 |
18,00% |
76,00% |
Миндаль |
37264 |
11,00% |
87,00% |
Фисташка |
30488 |
9,00% |
96,00% |
Кешью |
13550 |
4,00% |
100,00% |
Итого |
338760 |
100,00% |
Немного больше по теме
Приграничный агропромышленный регион предпосылки и перспективы экономической интеграции
Глобализация и интернационализация производства, углубление
общественного разделения труда делают традиционную политику поддержки свободной
конкуренции в отдельно взятой стране малоэффективной. Эта тенденция
обусловливает необходимость поиска таких форм взаимодействия, которые
обеспечили бы развитие отдельных стран как в различного рода региональных
союзах, так и в рамках крупном ...