Основные факторы, препятствующие эффективной работе организации

Однако все не так просто. И не так легко выполнить все поставленные здесь задачи. Причины могут быть разного характера - от общего кризиса до закостенелого сознания руководителей организаций и фирм. Но нужно двигаться вперед и находить все новые пути повышения экономической эффективности производства. Без этого Республике Беларусь нет места среди развитых стран мира [27, с.63].

Простейшее представление об экономической эффективности можно получить в результате сопоставления полезного эффекта (результата) и затрат. Повысить эффективность - значит добиться сокращения затрат на единицу эффекта (единицу продукта, объем производства и т.д.) или увеличить эффект на прежнюю величину затрат (материальных, финансовых и трудовых). Рост эффективности производства требует такого ведения хозяйства, при котором каждый рубль, вложенный в производственный объект, затраченный на сырье, материалы, топливо и энергию, оплату труда работников, давал бы максимальную отдачу, чтобы объем выпускаемой готовой продукции быстро увеличивался, а совокупные затраты на единицу продукции уменьшались.

Эффективность применительно к отдельно взятой хозяйственной единице не тождественна эффективности в масштабах общества. Если организация осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех факторов производства, в этом случае мы говорим о производственной эффективности или эффективности производства отдельной хозяйственной единицы.

Эффект может быть значительным, но если он достигнут ценой больших затрат, то эффективность может остаться неизменной или даже снизиться. Следовательно, необходимо различать эффект и эффективность, ибо последняя свидетельствует не только о приросте показателей производства, но, что не менее важно, и о том, какой ценой (за счет каких затрат) обеспечены достигнутые приросты. Эффективность - это величина не абсолютная, а относительная.

Наметившийся переход к рыночной экономике призван сочетать наивысшую эффективность производства с гуманистическими целями его развития. При этом по отношению к общественному производству рынок выполняет определенные регулирующие функции (с помощью механизма спроса и предложения, равновесных цен и др.), которые государство или другой экономический центр может использовать для повышения эффективности функционирования национальной экономики на основе применения денежного, финансово-кредитного и налогового регуляторов производства и обращения. Например, введение налога повышает цену, уплачиваемую потребителем, и снижает цену, получаемую производителем, что, в свою очередь, сокращает производство и потребление тех или иных товаров. Разница идет в пользу государства, установившего размер налога. Полученный доход государство может перераспределить с целью выравнивания доходов отдельных товаропроизводителей и групп населения, стимулирования увеличения производства недостающих населению или производству товаров. Таким образом, государство совместно с рыночным механизмом, объективно стимулирующим необходимые обществу пропорции производства и распределения через конкурентное равновесие, может влиять на эффективность общественного производства.

Эффективность производства имеет многоаспектный характер. Политико-экономическое исследование сущности и форм проявления эффективности производства предполагает учет самых разнообразных признаков и форм проявления эффективности.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Немного больше по теме

Проблема регулирования рынка денег в современных условиях
Экономическая наука всегда уделяла большое внимание исследованию денег как экономической категории, развивая теорию в ходе многочисленных дискуссий. Анализ денег как экономической категории традиционно включает определение их сущности и функций. Деньги и проблемы их использования занимали и занимают важное место в жизнедеятельности каждого субъекта хозяйствования: начиная от го ...