Служба занятости, ее задачи и функции

Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным. В России государственная служба занятости была сформирована в 1991 г.

Государственные службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости - человек должен быть безработным.

Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;

2. информирование о возможностях трудоустройства;

. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;

. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;

. организация общественных работ;

. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;

. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;

. регистрация безработных;

. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;

. оформление досрочного выхода на пенсию;

. разработка программ занятости;

. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:уровень - федеральная служба занятости;уровень - региональные организации службы занятости;уровень - местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т.д.

Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.

Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;

2. оказание помощи в выборе работы;

. организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:

. разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;

. поиск и разработка механизма финансирования этих программ;

. определение основных направлений профессионального обучения;

. создание правовой и нормативной базы функционирования;

. координация работы региональных и местных служб занятости.

Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Понятие предпринимательской деятельности
Чем же руководствуется человек, чтобы заняться предпринимательской деятельностью, что движет им? С точки зрения психологи главной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и ...