Служба занятости, ее задачи и функции
Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным. В России государственная служба занятости была сформирована в 1991 г.
Государственные службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости - человек должен быть безработным.
Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие задачи:
. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
2. информирование о возможностях трудоустройства;
. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
. организация общественных работ;
. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
. регистрация безработных;
. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
. оформление досрочного выхода на пенсию;
. разработка программ занятости;
. мероприятия по социальной защите различных групп населения.
Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:уровень - федеральная служба занятости;уровень - региональные организации службы занятости;уровень - местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т.д.
Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех уровней являются:
. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
2. оказание помощи в выборе работы;
. организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:
. разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
. поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
. определение основных направлений профессионального обучения;
. создание правовой и нормативной базы функционирования;
. координация работы региональных и местных служб занятости.
Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.
Немного больше по теме
Политическая экономия Д. Рикардо как идеолога промышленного переворота
В последней трети XVIII в. в Англии начался
промышленный переворот (промышленная революция). В течение нескольких
десятилетий в легкой промышленности одно изобретение следовало за другим. Весь
процесс производства в этой отрасли был переведен на машинную основу.
Постепенно переворот распространился на другие отрасли легкой, а затем и
тяжелой промышленности. Начался повсеместный пе ...