Влияние социальных выплат на бедность и неравенство в России

«На основе официальных данных выявлена корреляция между уровнем бедности и государственных социальных расходов, исследовано современное состояние российских универсальных и адресных социальных выплат. Подтверждена закономерность влияние государственных социальных расходов на снижение бедности в России. Выявлено нарушение закономерности положительного влияния роста государственных социальных расходов на снижение неравенства по сравнению со странами ОЭСР.» [18, C.41]

На основе проведённых расчётов Всемирного банка и Федеральной службы государственной статистики (Росстата) попытаемся определить, как государственные социальные расходы в нашей стране влияют на бедность и неравенство.

В настоящее время социальные трансферты осуществляются в двух видах универсальных и целевых социальных выплатах. Первые сосредоточены на определённой категории людей и предоставляются гражданам (независимо от уровня их благосостояния), которых общество относит к категории социально незащищённых лиц (например пенсии по возрасту, пособия по инвалидности и т.д.). А целевые программы напротив предполагают адресную помощь, предоставляемую на основе проверки уровня благосостояния как меры нуждаемости.

Можно предположить, что одной из причин консервации неравенства выступает дисбаланс между универсальными и целевыми программами социальной защиты, а так же их не высокая эффективность. Удельный вес социальных трансфертов в ВВП превышает 10% и составляет приблизительно 15% денежных доходов населения. Пенсии в сравнении с пособиями оказывают наибольшее влияние на снижение уровня бедности, несмотря на то, что их удельный вес снизился более чем до 66,5%. Хотя российские законодатели и пытаются усовершенствовать систему адресной социальной защиты, совокупные государственные расходы на эти программы составляют менее чем 0,5% ВВП и менее 5% денежных доходов населения и это безусловно минимизирует влияние адресных программ на бедность и неравенство.

Напротив, почти 27% россиян получают пенсии, которые составляют от 5 до 7% ВВП и около трети всех государственных социальных расходов. Около 80% всех пенсий составляют пенсии по возрасту, помимо того как пенсии по инвалидности и семейные пособия приблизительно 10% каждые.

Примечательно, что величина средней пенсии очень мала по сравнению со средней зарплатой, в последние годы постоянно ниже 30%. Поэтому число пенсионеров, которые желают продолжать свою трудовую деятельность неуклонно растёт.

Более того, действительно бедные получают малую долю социальных выплат, по данным международных сравнений. Главной проблемой остаётся то что, 90% расходов на социальную защиту в России напрямую не адресовано бедным. Согласно оценкам Всемирного банка только одна треть расходов на социальную защиту в России достигает беднейших групп населения (а например в Румынии 85%). Одним из главных последствий преобладания универсальных выплат является низкая величина средней выплаты, потому что финансовые ресурсы распределяются среди очень широкого круга получателей, не все из которых являются действительно бедными. Например, базовое ежемесячное пособие на ребёнка в регионах России редко превышает 200 руб., в силу чего не способно оказать какого-либо влияния на уровень благосостояния.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Планирование эксперимента и статистическая обработка результатов измерений
При измерении свойств продуктов легкой промышленности и разработке методов оценки технологических параметров, как правило, изучается совокупность случайных величин. Которая может быть определена основными числовыми характеристиками: средним значением, дисперсией, коэффициентом вариации, квадратической неровнотой и т.д.. Известно, что числовые характеристики меняются от выборки к ...