ТНК: понятие, виды и функции
К числу конкретных причин возникновения транснациональных корпораций следует отнести стремление к получению сверхприбыли. В свою очередь, жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали концентрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.
Для отнесения корпораций к транснациональным обычно применяют следующие критерии, которые одновременно служат признаками ТНК:
. число стран, в которых действует корпорация (не менее пяти);
. число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации (не менее трех);
. лидирующие позиции на ключевом рынке;
. доля иностранных операций в доходах или продажах корпорации (не менее четверти);
. интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.
Современные транснациональные корпорации выполняют в мировой экономике важные функции, набор которых постоянно расширяется. Все их многообразие укладывается в определение "стимулирующие".
1. ТНК стимулируют научно-технический прогресс, поскольку в их рамках проводится большая часть научно-исследовательских работ, появляются новые технологические разработки.
2. ТНК стимулируют тенденцию глобализации мировой экономики, способствуя углублению международного разделения труда и вовлекая принимающие страны в международные экономические отношения.
. ТНК стимулируют развитие мирового производства. Являясь крупнейшими мировыми инвесторами, они постоянно наращивают производственные мощности, создают новые виды продукции и рабочие места в принимающих странах, стимулируя в них развитие производства, а значит, мировой экономики в целом.
. ТНК стимулирует конкурентную борьбу на мировом рынке. Этому не противоречит и тот факт, что они обладают наиболее высокой конкурентоспособностью.
Конкурентные преимущества ТНК:
. Преимущества владения и доступа к природным ресурсам, капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по всему миру.
. Горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК.
. Возможность выбора при размещении предприятий компании в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности.
. Низкая стоимость финансовых ресурсов благодаря более широким возможностям их привлечения.
. Экономия на масштабах предприятия.
. Предоставление возможности использовать в интересах ТНК государственную внешнеэкономическую политику в различных странах.
. Возможность за счет прямых инвестиций преодолевать различные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок той или иной страны за счет экспорта.
. Непрерывная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно направлять потоки капиталов в те страны, где складываются благоприятные условия для получения максимальной прибыли.
. Доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможности по их селекции.
Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют разнообразные формы освоения мирового рынка. К числу таких форм ТНК обычно относят:
1. Лицензирование (предоставление определённых прав на использование лицензий, ноу-хау, технических знаний, инжиниринговых услуг, как по внутрифирменным договорам транснациональной корпорации, так и по внешним каналам передачи технологии).
2. Франчайзинг (лицензионное соглашение, в соответствии с которым фирме-клиенту предоставляются права использования торговой марки или фирменного названия).
. Управленческие контракты.
. Оказание технических и маркетинговых услуг.
. Сдача предприятий «под ключ».
. Ограниченные во времени договора по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.
Стратегия корпорации - это способ осуществления её целей в меняющихся рыночных условиях. Стратегии корпораций делятся на внутриотраслевые стратегии (стратегия позиционирования, операционная деятельность), стратегии диверсификации (диверсификация, связанная с развитием, диверсификация по потребностям клиента, конгломерация диверсификации), стратегии транснационализации (ресурсоищущие, затратноориентированные, рыночноищущие).
Для реализации своих стратегий международные корпорации используют различные модели инвестирования: инвестирование с «нуля», трансплантации, стратегические альянсы, международные слияния и приобретения.
Инвестирование с «нуля» означает создание за рубежом полностью нового предприятия.
Трансплантация - это вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту стратегическую модель японские и южнокорейские автомобилестроительные ТНК. Сегодня для немецких и итальянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии также стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.
Немного больше по теме
Прибыль и рентабельность организации сферы услуг резервы и пути их роста
Рыночные
отношения в экономике Республики Беларусь расширяют возможности деятельности
организации, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись
правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри
организации, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности;
существенно изменились отношения организаций с государством и другими
с ...