Проблемы и перспективы развития российских ТНК

Российские корпорации при выходе на внешние рынки сталкиваются с различными проблемами и препятствиями:

1. Недостаток финансовых средств и практического опыта у российских ТНК для реализации глобальных стратегий (прежде всего, это относится к новым классическим ТНК - «Эльдорадо», «Глория Джинс»).

2. Низкая капитализация и неустойчивость развития российского банковского сектора.

. Низкая конкурентоспособность российских предприятий на мировых рынках. В среднем, лишь 20-25% российских корпораций считаются конкурентоспособными на мировых рынках.

. Географическая структура инвестиций российских ТНК, в основном, характеризуется вложением финансовых ресурсов в страны СНГ и Восточной Европы.

. Исторически сложившийся негативный имидж российских ТНК в развитых странах, характеризующийся отношением к российскому бизнесу, как к бизнесу с «низкими стандартами» с правовой точки зрения и пронизанному коррупцией.

. Непрозрачность деятельности.

. Несоответствие государственных и частных экономических интересов, преследуемых участниками процесса при выходе на зарубежные рынки;

. Отсутствие чётко выработанной позиции государства в отношении глобальных целей ТНК.

. Недостаточная разработанность механизмов выхода российских ТНК за рубеж (в первую очередь инвестиционных и финансовых).

. Немного активов и работников за рубежом в процентном соотношении с общими активами и общим количеством работников, соответственно, не самые лучшие индексы интернационализации.

Целесообразно выделить следующие направления государственной поддержки инновационно активных ТНК для осуществления успешной экспансии на зарубежных рынках:

1. Создание специализированного агентства по содействию иностранным инвестициям за рубежом, которое могло бы сочетать функции координации стимулирования зарубежных инвестиций (аналогичные структуры успешно действуют в Австрии, Франции, Венгрии, Италии, Японии, Норвегии, Словении, Испании, Бразилии, Кении, Марокко, Омане, Сингапуре и на Ямайке).

2. Совершенствование законодательства РФ в направлении нормативного закрепления основных принципов поддержки российских ПИИ за рубежом, а также ужесточение законодательного регулирования иностранных инвестиций в РФ в целях недопущения инвестиционной агрессии из-за рубежа.

. Активная политическая, дипломатическая и информационная поддержка российских компаний, направленная на преодоление негативного отношения к российскому бизнесу за рубежом.

На уровне самих российских ТНК в целях повышения эффективности позиционирования и развития их инновационной деятельности должны быть реализованы следующие мероприятия:

1. Включение стратегии позиционирования в общую стратегию инновационной деятельности ТНК, разработка превентивных программ позиционирования на этапе планирования зарубежного инвестирования или выхода на мировой рынок с инновационной продукцией и технологиями.

2. Формирование GR-департаментов (подразделения по связям с государственными органами власти) в материнских компаниях, филиалах и представительствах российских ТНК, что позволит уменьшить страновые риски, смягчить инвестиционный климат, оптимизировать аналитическую, информационную, лоббистскую деятельность на соответствующем рынке или в принимающей стране.

. Передача GR-департаментам следующих функций: мониторинг деятельности органов государственной власти, бизнес-сообщества, общественного мнения; анализ последствий действия государства для компании; анализ степени влияния общественного мнения на деятельность компании; организация мероприятий по повышению имиджа компании; организация влияния на деятельность органов государственной власти.

Одновременно на государственном уровне необходимо:

1. Определить приоритетные направления развития отечественных ТНК как части государственной внешнеэкономической стратегии и политики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Понятие ценовой стратегии и ее необходимость
Политика цен любой компании формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и ее тактику. Как правило, ценовая политика разрабатывается в рамках общей маркетинговой стратегии, но с учетом финансовых целей и возможностей предприятия. Она предполагает позиционирование продукта (услуги) на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и п ...