Проблемы и перспективы развития российских ТНК
2. Принять закон о российских ПИИ за рубежом и откорректировать нормы Федерального Закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «О регулировании иностранных инвестиций в Российской Федерации» с ориентацией на режим «взаимного обмена технологиями, активами и ресурсами».
. Способствовать интеграции российских специалистов в структуры экспертного сообщества - ассоциации, аналитические центры, так как в настоящее время РФ не имеет представительства ни в одной из международных экспертных структур в сфере транснационализации (ООН, ЮНКТАД и так далее).
. Форсировать вступление России в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
. Создать Агентство страхования экспортных кредитов и инвестиций.
. Сформировать Агентство по содействию инвестициям за рубежом с приданием ему следующих функций: внешнеполитический анализ, систематизация и прогнозирование зарубежных проектов ТНК, разработка и совершенствование системы мер и инструментов господдержки инновационной деятельности российских ТНК за рубежом.
. Определить целевые параметры господдержки ТНК: для крупных ТНК энергетического, транспортного и других развитых секторов - в информационной, аналитической, дипломатической областях; в развивающихся отраслях - в области поддержки инновационных проектов, страхования рисков, а также консультационной и финансовой помощи.
Тем не менее, российским компаниям присущи три основные черты, дающие им значительное преимущество по сравнению с зарубежными ТНК: навыки работы с развивающимися рынками, финансовые ресурсы, гибкая структура. Развивающиеся многонациональные компании обладают знаниями, приобретенными в ходе работы на одном из наиболее трудных рынков в мире. Они знают, как вести себя в условиях риска и нестабильной экономической ситуации, что даёт им возможность разрабатывать более совершенные модели развития производства и сводить к минимуму себестоимость продукции. В этом им помогают относительно дешёвые ресурсы - рабочая сила, энергоносители, сырьё. Помимо этого, российские ТНК активно используют систему трансфертных цен. В результате, за счёт отсутствия контроля в этой сфере они нередко добиваются почти полного устранения налогообложения своей деятельности в России.
Что касается слабых сторон, то экспансия на развитые рынки требует от российских транснациональных корпораций, как и от других развивающихся рынков, ускоренных изменений, направленных на обеспечение большей прозрачности структур собственности и управления, внедрение более высоких стандартов в таких областях, как экология, охрана труда и техника безопасности. Среди слабых сторон российских ТНК следует также назвать: отсутствие внятной экономической стратегии, чёткого налогового, таможенного, антимонопольного, акцизного законодательства, отсутствие информационной поддержки и институциональной базы, несовершенство организационной структуры и методов корпоративного управления.
Таким образом, достижение конкурентоспособности российскими компаниями в условиях глобализации связано:
с повышением инновационности, модернизацией производственных мощностей;
с ростом эффективности имеющихся в распоряжении активов;
с выстраиванием оптимальных цепочек добавленной стоимости;
с успешным поиском новых рынков сбыта;
с внедрением современных технологий, достижением мирового уровня производительности труда и качества продукции;
с совершенствованием управления;
с активным развитием частно-государственного партнерства;
с разработкой и реализацией эффективных глобальных конкурентных стратегий, предусматривающих участие государства в процессе позиционирования российских ТНК в глобальном экономическом пространстве.
Российским ТНК при выходе на международную арену следует чётко продумать стратегию, составить долгосрочные и краткосрочные планы развития. На настоящем этапе развития следует сконцентрировать усилия на рынках развивающихся стран, где можно реализовать свои конкурентные преимущества, особенно следует уделить внимание странам СНГ, с которыми существуют единые производственные цепочки и наблюдается культурная и языковая общность. Предварительно опробовав свой товар на внутреннем рынке, и убедившись в его конкурентоспособности, можно приступить к экспансии в развитые страны. Для этого следует провести подробное исследование рынка, выделить категории целевого потребителя и разработать стратегию.
Немного больше по теме
Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей
инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой
мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других
отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее
распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и
сосредоточена на перевозках пассажир ...