Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополистической конкуренции
Рассмотренные нами модели поведения олигополистов предполагают, что цены фирм выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию - по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.
Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:
тайные соглашения;
молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);
передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.
Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих ценовой координации:
вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;
нестабильность отраслевого спроса;
технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;
изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;
крайняя дифференциация продукции;
частое изменение продукции;
появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.
Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.
Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.
Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.
К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:
усиление дифференциации продукции;
рост качества обслуживания покупателей;
качество и технические характеристики самого изделия;
- условия кредита <http://www.grandars.ru/student/finansy/kredit.html>;
стиль и дизайн;
долговременность использования и срок гарантии;
реклама и стимулирование сбыта;
расширение номенклатуры продукции.
Немного больше по теме
Применение макроэкономических индикаторов в прогнозировании
Прогнозирование в экономике - научно обоснованное предвидение характера и
динамики явлений и процессов, протекающих на предприятиях, региональном,
отраслевом и народнохозяйственном уровнях. Цель такого предвидения - повысить
качество принимаемых тактических и стратегических решений, избежать по крайней
мере грубых ошибок при разработке проектов краткосрочной и, в особенности,
долг ...