Опыт бюджетного регулирования за рубежом

Итоги правления администрации президента У Д. Клинтона это не только результат победы США в холодной войне, подготовленной еще консервативной администрацией Р.У. Рейгана, но также и следствие умелого и гибкого использования сформировавшихся бюджетных инструментов государственного регулирования экономики. Правление администрации У.Д. Клинтона совпало по времени с периодом быстрого роста высокотехнологичных и информационных сфер производства, позволивших в значительной степени увеличить производительность американской экономики и сделать прибыльным привлечение инвестиционного капитала.

Тем не менее к концу периода пребывания у власти демократической администрации У.Д. Клинтона факторы стабильности экономического роста США оказались уже во многом исчерпанными. Качественно более высокая производительность, окупаемость вложений в интернет-компании, компании, специализирующихся на разработке программного обеспечения и компьютерной техники, приводило к спекулятивно высокому, «ажиотажному» притоку капитала в эти сферы. Это, с одной стороны, способствовало высокому уровню роста американской экономики в 90-е годы, но, с другой стороны, определило потенциальную опасность развития глубокого циклического кризиса, в результате «перегрева» экономики, накопления избыточных товарно-материальных запасов, неоправданно высокой стоимости долговых обязательств многих корпораций. Уже в середине 2000 г. на финансовых рынках США инвесторам становилось все более и более очевидно, что рыночная стоимость многих компаний, входящих в индекс Nasdaq, не соответствует реальной. Все больше компаний начинало объявлять об уменьшении финансовых показателей, и сокращении персонала, что начинало вызывать настоящую панику среди инвесторов. Менее чем за год, с середины 2000 г. до середины 2001 г., индекс Nasdaq упал с 5000 до 2000[38,с.32].

Кроме того, у республиканской администрации Дж. Буша не было в распоряжении свободы для экономического маневра, которая была у администрации У. Д. Клинтона.

Если У Д. Клинтон сумел воспользоваться разрядкой международной напряженности и осуществил значительное сокращение избыточных военных расходов, направлявшихся ранее на военное сдерживание стран, членов Варшавского договора, и это в значительной степени позволило уменьшить, а затем и ликвидировать дефицит федерального бюджета, то администрация Дж. Буша не только не желала, но и не могла это делать по объективным причинам. Более того, в бюджетном плане Дж. Буша было заложено новое увеличение оборонных расходов. Во главу приоритетов новой республиканской администрации ставится модернизация вооруженных сил, развертывание очень дорогостоящей системы ПРО[39,с.17-28].

С другой стороны сокращению бюджетного дефицита в период правления администрации У.Д. Клинтона способствовало интенсивное развитие интернет-технологий и высокотехнологичных процессов, что привело к росту уровня производительности американской экономики и увеличению привлекательности для иностранных инвесторов помещения капитала на финансовые рынки США. Вместе с тем, высокая инвестиционная активность на денежных рынках США в 90-х годах привела к тому, что к концу 90-х годов финансовый рынок США превратился из инструмента роста и стабильности экономики США в источник потенциальной нестабильности, требующий высоких государственных средств для предотвращения развития кризисных процессов[40,с.29-35].

Администрация президента У.Д. Клинтона практически до окончания срока правления избегала решения задачи сокращения значительного государственного долга США, требующей для своего решения значительных государственных затрат. Таким образом, проблема ликвидации государственного долга была переложена на плечи новой республиканской администрации. В этой связи необходимо особо подчеркнуть, что, несмотря на то, что к концу 90-х годов был ликвидирован бюджетный дефицит, но были не ликвидированы механизмы, приводящие к росту федеральной задолженности из-за высокого уровня процентных выплат по его обслуживанию. В этой связи проблема сокращения государственного долга США требует немедленного разрешения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и основные направления её совершенствования
Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции, и, прежде всег ...