Современные тенденции бюджетного финансирования региональных экономических программ
Расходы региональных бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению. Поступление средств из бюджетов благодаря их расходам - именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуется цели всей бюджетной деятельности[44,с.3].
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Расходы бюджета региона формируются таким образом, чтобы обеспечить регионам выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание государственных услуг регионального уровня). Определяющее направление деятельности региональных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Так, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на эти категории в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий[45,с.9].
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. Потому что на протяжении десятилетий господства в нашей стране командной экономики осуществлялось беспрецедентное по своим масштабам перераспределение национального дохода. По этой причине регионы, бюджетно обеспеченные выше среднего уровня, оказались в этих относительно благоприятных условиях во многом благодаря многолетнему перераспределению национального дохода в их пользу, соответственно, в ущерб другим регионам.
Формирование расходов региональных бюджетов РК базируется на: единых методологических основах; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности; финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых правительством для области.
Органы государственной власти Республики Казахстан с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных муниципальных услуг.
Говоря о видах расходов областных бюджетов в РК, прежде всего, следует отметить, что Бюджетный кодекс Республики Казахстан все виды бюджетных расходов делит на 4 группы:
а) расходы, финансируемые исключительно из республиканского бюджета;
б) расходы, совместно финансируемые из республиканского бюджета, областных бюджетов и бюджетов муниципальных образований;
в) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов областей Республики Казахстан;
г) расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов[46,с.14].
В группу расходов, которые совместно финансируются за счет средств республиканского бюджета, средств бюджетов областей и средств бюджетов муниципальных образований, относятся следующие функциональные виды расходов:
Немного больше по теме
Повышение эффективности деятельности предприятия в рыночных условиях (на примере ООО Дабан)
На современном этапе хозяйствования основой экономической политики
является повышение эффективности и качества работы всех звеньев промышленного
производства. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и
самостоятельность предприятий всех форм собственности в выработке
управленческих решений по обеспечению эффективности их производственно-хозяйственной
деятельности. Дейс ...