Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджетов на культуру и искусство в России
Во-первых, обеспечивая экономическую мотивацию творческого труда, государство развивает институты интеллектуальной собственности, создавая, тем самым дополнительные источники дохода для работников культуры. Эффективность данной стратегии зависит от зрелости законодательства в области интеллектуальной собственности и существования соответствующих институтов гражданского общества.
Во-вторых, государство устанавливает норматив оплаты труда в сфере культуры, исходя из лучших условий его применения. Ориентиром здесь может служить уровень оплаты творческого труда, который наблюдается в зарубежных странах, обладающих развитой культурой. При введении промежуточного института, допустимо некоторое смягчение нормативных требований. В ослабленной версии вместо стран - мировых лидеров с наиболее высоким уровнем оплаты творческого труда, может быть использован менее развитый институт. Речь идет о выборе в качестве образца одной из отраслей российской экономики, например, сферы управления, опережающей по оплате труда других «бюджетников». В этом случае промежуточный институт может быть определен следующей формулой - минимальный уровень оплаты труда в культуре устанавливается на уровне средней заработной платы работников сферы управления.
Данное предложение обусловлено догоняющей стратегией и тем обстоятельством, что отрасли культуры и управления функционируют в одинаковых условиях бюджетной сферы, где результаты трудовой деятельности не имеют рыночной оценки. Расчеты показывают, что введение такого норматива при сохранении существующей динамики оплаты труда в управлении (около 70% прироста за 8 лет) обеспечит увеличение оплаты труда в культуре в период 2008-2011 гг. - в 1,9 раза, в 2012-2015 гг. - в 3,1 раза (см. таблицу 3.1)
Таблица 3.1
Динамика фактической оплаты труда в культуре[19]
Средняя заработная плата в культуре | |||
в % к прожиточному минимуму |
в % к средней оплате труда по экономике |
в % к средней оплате труда по управлению | |
1995 год |
96 |
61 |
57 |
2000 год |
93 |
55 |
46 |
2001 год |
118 |
59 |
53 |
2002 год |
147 |
66 |
56 |
2003 год |
151 |
63 |
50 |
2004 год |
169 |
64 |
54 |
Минимальные нормативы: | |||
в 2008-2011 гг. |
85 | ||
в 2012-2015 гг. |
100 |
Немного больше по теме
Проблемы развития российской экономики
В последнее время постоянно обсуждается проблема экономического роста и
его составляющих. В современной экономике рост - неотъемлемая часть развития. А
российская экономика с момента своего рождения была «трудным ребенком». Падение
начала и середины 90-х закончилось экономической «пропастью» 1998 года,
расчистив платформу для дальнейшего подъема. Российская экономика вдруг,
казало ...