Бюджетное регулирование. Функции бюджета

Участие граждан и, соответственно, государства зависит от большей или меньшей социальной направленности проводимой в разных странах политики. В качестве наглядного примера можно привести данные о расходах на высшее образование из государственных и частных источников в странах ЕС, США и Японии в 2005 г. (в % от ВВП) (график. 2):

График 2. Расходы на образование по источникам финансирования в 2005 году, в % к ВВП

Тот факт, что высшее образование имеют в странах ОЭСР четверть населения, в Японии - 34%, а в США - 37% , свидетельствует об отсутствии прямой зависимости результатов в этой сфере как от общих государственных затрат, так и от доли государства в финансировании расходов. В то же время приведенная статистика не показывает, кто конкретно получает высшее образование в этих странах, доступно ли оно небогатым людям, которые не имеют возможности сами платить за свое обучение. Во всяком случае только государство в состоянии добиваться большей справедливости в этом вопросе.

Важнейшими регуляторами бюджетного регулирования являются: уровень централизации средств в бюджете; соотношение между республиканским и местными бюджетами; дефицит бюджета; соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами; структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования. Если задолженность государства накапливается, она превращается в государственный долг. Во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг. Но если государственный долг превышает ВВП более, чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Государственный долг может быть внутренним и внешним, краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Внутренний государственный долг - это долг государства своему населению. Внешний государственный долг - это задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.

В Республике Беларусь дефицит госбюджета даже в самые тяжелые кризисные годы не достигал 3% от ВВП (1990 г. - 2,3%, 1995 г. - 2,7%) в последнее время он составляет 1,7%) [10].

График тенденций бюджетного дефицита представлен на рисунке 1:

Дефицит покрывается за счет:

экономии финансовых средств на содержание госаппарата; сокращения военных расходов;

выпуска и размещения государственных ценных бумаг внутреннего и внешнего займа;

эмиссии денег, займов у внебюджетных фондов.

Рис. 1. Тенденции бюджетного дефицита за 2007-2011 гг.

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь, так как с ростом объема национального производства увеличивается и объем налоговых поступлений в казну. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг - постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком уровне доходов - излишек бюджета (рис. 2).

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений в госбюджет совпадает с суммой правительственных закупок (точка D) и Равна на рис. 2. отрезку DЕ. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном Уровне госзакупок сокращается до уровня ВС, возникает бюджетный дефицит величиной АВ.

На фазе экономического подъема цикла величина налоговых поступлении HF выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток НZ. При данном уровне госрасходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Немного больше по теме

Показатели оценки эффективности производства
Для организаций любой формы собственности очень важно учитывать финансовые результаты, отражающие динамику расходов и доходов в течение определенного времени. Однако, сама финансовая информация, выраженная в денежной форме, без должного анализа производственной стратегии, эффективности использования производственных ресурсов и развития рынков сбыта не дают полной оценки текущего с ...