Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции
В первую очередь речь шла о сельской безработице. Общереспубликанские показатели сельских населенных пунктов и малых городов, где годами накапливался потенциал безработицы, сглаживаются за счет крупных промышленных центров. Следовательно, необходимо разработать перспективные планы создания новых производств, развития сферы услуг там, где сегодня слабая производственно-экономическая инфраструктура. Планы регионов в этом отношении должны быть предельно конкретными и напряженными. Со своей стороны правительство готово рассмотреть возможность выделения под такие проекты различных преференций вплоть до налоговых каникул, а также "подключить банки", чтобы они подставили плечо кредитами.
Отметив старение квалифицированных рабочих кадров, глава правительства подчеркнул необходимость создания отраслевых программ, реализация которых позволит предотвратить грядущий дефицит рабочих рук. Все выпускники вузов должны быть обеспечены рабочими местами. Отмечена также необходимость закрепления в госпрограмме конкретных заданий по обеспечению занятости инвалидов.
Финансирование мероприятий программы предполагается осуществлять преимущественно за счет средств государственного фонда содействия занятости (127,4 млрд. руб.). По сравнению с 2005 годом предусматривается увеличить расходы на сохранение и создание рабочих мест, организацию оплачиваемых общественных работ, временной занятости учащейся и студенческой молодежи, финансовую поддержку безработным, желающим открыть свое дело, а также на трудовую реабилитацию инвалидов. Уменьшатся расходы на социальную поддержку безработных в виде выплаты им пособия по безработице. Почти 17% средств госфонда направляется на финансирование мероприятий по обеспечению занятости сельского населения (19,5 млрд. руб.). Кстати, по сравнению с 2005 годом на 20% увеличено задание по переселению семей безработных на новое место жительства и работы, в основном в сельскую местность, с оказанием финансовой поддержки.
Среди новшеств проекта госпрограммы, получивших положительную оценку, - меры по содействию занятости целевых групп населения (молодежь, инвалиды, граждане, освободившиеся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно не работающие и др.). Так, молодых людей будут активнее направлять на профобучение по специальностям, востребованным на рынке рабочей силы или позволяющим организовать свой бизнес. Причем не менее 50% безработных в возрасте до 18 лет должны сразу после регистрации получать "путевку" на профобучение. Предусмотрено также увеличить в 1,3 раза количество субсидируемых временных рабочих мест для молодежи из числа безработных выпускников учебных заведений в рамках "молодежной практики". Увеличены задания нанимателям по бронированию рабочих мест для трудоустройства молодежи. Все это, как предполагается, позволит снизить ее удельный вес в составе безработных (в настоящее время данный показатель достигает 49%).
Планируется до 28% довести объемы профподготовки безработных под конкретные заявки нанимателей с гарантией последующего трудоустройства (в 2005 году было 25%). Вдвое возрастут объемы обучения основам предпринимательской деятельности. Впервые предусмотрены меры по трудоустройству родителей, обязанных возмещать расходы государства на содержание детей, находящихся на гособеспечении. Предполагается, что предпринятые усилия удержат регистрируемую безработицу в социально допустимых пределах - на уровне 1,5-1,8% от экономически активного населения. Напомним, что к концу 2005 года этот показатель составил 1,5%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, по данной курсовой работе можно сделать следующие выводы.
Под безработицей понимается недоиспользование труда. Безработными считаются люди, входящие в состав совокупной рабочей силы, но не имеющие работы. Безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса.
Полная занятость не означает, что все сто процентов рабочей силы имеют работу. И хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.
Безработица серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, недовыпущенная продукция. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Следует отметить, что издержки безработицы распространяются неравномерно среди слоев и групп населения. И для государств очень важным является выбор политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.
Немного больше по теме
Проблема регулирования рынка денег в современных условиях
Экономическая
наука всегда уделяла большое внимание исследованию денег как экономической
категории, развивая теорию в ходе многочисленных дискуссий. Анализ денег как
экономической категории традиционно включает определение их сущности и функций.
Деньги
и проблемы их использования занимали и занимают важное место в
жизнедеятельности каждого субъекта хозяйствования: начиная от го ...