Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции
Важной особенностью современного этапа трансформации социально-трудовой сферы в Беларуси является устойчивая тенденция несоответствия предложения рабочей силы спросу на нее. За период с 1999 по 2002 г. количество свободных рабочих мест, заявленных нанимателями в государственную службу занятости, сократилось на 35,5%, а число безработных, претендующих на одну вакансию, возросло с 2 до 5 человек. Первые признаки позитивных изменений в конъюнктуре рынка труда появились в 2003 г., когда число вакантных рабочих мест, предлагаемых организациями, возросло по сравнению с предшествующим годом на 29,8%. На одну вакансию приходилось по 4 безработных, тогда как в 2002 г. этот показатель составлял 5 человек. В октябре 2004 г. количество свободных рабочих мест, зарегистрированных в банке данных государственной службы занятости, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года на 21,5% и составило 45,8 тыс. вакансий, на каждую из которых претендовали по 2 безработных. Вместе с тем предлагались главным образом малооплачиваемые рабочие места, требующие низкой квалификации. В общем числе вакансий, зарегистрированных в службе занятости, 85,6% составляли рабочие специальности, тогда как 27,1% безработных имеют высшее и среднее специальное образование. По этой причине было трудоустроено лишь 57,8% зарегистрированных безработных.
В то же время средняя продолжительность безработицы возросла и в 2003 г. составила 72 месяца, а доля длительно безработных (более 1 года) сложилась в размере 16,9% от общей численности зарегистрированных безработных и увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 4,9%. Рост продолжительности безработицы и численности длительно безработных свидетельствует о развитии субсидиарных тенденций определенных слоев населения, преимущественно низкооплачиваемых и неквалифицированных работников, имеющих невысокую трудовую мотивацию. За период с 2000 по 2003 г. уровень регистрируемой безработицы увеличился на 1% и к концу 2003 г. составил 3,1% от численности экономически активного населения. Вместе с тем с начала 2004 г. в республике отмечается тенденция снижения уровня официальной безработицы. По состоянию на 1 ноября 2004 г., в государственной службе занятости было зарегистрировано 91,3 тыс. человек, что соответствует 2,1% от всего экономически активного населения. В то же время данные выборочного обследования домашних хозяйств свидетельствуют о том, что уровень безработицы в 2003 г. сложился в размере 7,3% и более чем в два раза превысил официально регистрируемый показатель [6. С. 59]. Такое соотношение регистрируемой и нерегистрируемой безработицы на рынке труда свидетельствует о необходимости ее государственного регулирования в целях совершенствования системы социальной зашиты населения и трансформации нерегистрируемой безработицы в сферу регистрируемой занятости.
Одной из основных причин низкого уровня официально регистрируемой безработицы является невысокий уровень пособия по безработице, средний размер которого в конце 2003 г. составил 24,7 тыс. руб., или 9,7% от средней заработной платы в экономике. При этом пособие по безработице получают лишь 45% (61,2 тыс. чел.) от общей численности зарегистрированных безработных. Вследствие этого лица, утратившие работу, не заинтересованы в регистрации в государственной службе занятости.[4, с. 92-98]
Рисунок 4.1 Уровень зарегистрированной безработицы в Республике Беларусь
Несмотря на позитивные тенденции в целом на рынке труда Беларуси в последние два года (прием работников превысил увольнение, уменьшились масштабы высвобождения служащих в связи с сокращением штата и ликвидацией организаций, улучшились показатели использования рабочего времени, вырос спрос нанимателей на рабочую силу и др.), у служб занятости, этих официальных регистраторов безработицы, головной боли не убавилось. Приоритетными направлениями государственной политики занятости на 2006 г. обозначено создание новых рабочих мест в местах с высоким уровнем безработицы. Речь идет, в первую очередь о регионах с градообразующими предприятиями, а также о дополнительных мерах по организации занятости наиболее уязвимых категорий граждан.[4, с. 92-98]
В январе текущего года на заседании президиума Совета Министров был рассмотрен проект Государственной программы занятости населения Республики Беларусь. Рассмотрим его основные направления.
Немного больше по теме
Проблемы малых нефтяных компаний
Эволюция форм взаимоотношений между
собственниками компаний и менеджерами на сегодняшний день только обострило
проблему увеличения эффективности деятельности предприятий в нефтегазовой
отрасли. Конкурентоспособной остается только лишь модель вертикально
интегрированных нефтегазовых компаний.
Главной проблемой в этом случае является
отсутствие адекватных механизмов оценки эффект ...