Практика формирования рынка денег в переходный период к рыночной экономике в России

Из таблицы 1 видно, что покупка валюты и расширение за счет этого денежной базы доминируют над внутренними ресурсами, которые уменьшаются за счет сокращения чистых внутренних активов (на 340 млрд. руб. в 2003 году; на 537 млрд. руб. в 2004 году), в основном в результате уменьшения чистого кредита расширенному правительству до 147 млрд. руб. (2003), до 627 млрд. руб. (2004), при этом чистый кредит банкам сократился на 210 млрд. руб. (2003), а в 2004 году на 74 млрд. увеличился. Из программы видно, что происходит процесс трансформации растущих обязательств Банка России перед населением, расширенных правительством и банками в кредиты иностранным государствам. Однако объяснять данные процессы только с позиции неразвитости системы денежного предложения, механизма рефинансирования в условиях российской экономики невозможно и не соответствует истине. В данном случае Центральный банк вынужден выстраивать денежное предложение, опираясь на внешние ресурсы, так как он абсолютно зависим от экономики, где существует ряд фундаментальных проблем, воздействующих на политику ЦБ. Переходная экономика России низко монетизирована, объем обращающегося капитала, денежной массы к ВВП незначителен, структура экономики такова, что основная прибыль создается в экспортно-ориентированных отраслях, поэтому у ЦБ доминирует внешний канал увеличения денежной массы. Банк России в своих действиях зависим от экономики.

Кроме того, ЦБ РФ действует в интересах всех субъектов, перед ним стоит сложнейшая задача - сбалансировать интересы всего общества. Поэтому Банк России вынужден маневрировать, с одной стороны, исходя из баланса денежного спроса и предложения, он должен поддерживать денежную массу на определенном уровне, но, с другой - в интересах реального сектора, национального производства не допускать чрезмерного укрепления национальной валюты, скупать часть валюты, а, следовательно, поддерживать денежную эмиссию через внешний приток ресурсов. В этом аспекте необходимы совместные действия ЦБ РФ с правительством, с законодательной и исполнительной ветвями власти. В своей политике ЦБ РФ учитывает реальную ситуацию, связанную с развитием экономики, поэтому рост остатков финансовых средств коммерческих банков на счетах ЦБ РФ (в виде текущих и депозитных счетов) свидетельствует об избытке ликвидных финансовых ресурсов в экономике, о дефиците надежных финансовых инструментов и малопривлекательном реальном секторе. Поэтому ЦБ РФ проводит стерилизационные мероприятия, хотя его возможности в этом ограничены. Однако от проведения стерилизационных мероприятий появляется негативный эффект разрыва между движением капитала и процентной ставкой по кредитам. Данный элемент регулирования денежной массы отрывается от развития реальной экономики. Поэтому предпочтительнее воздействовать на уровень банковской ликвидности через управление активами коммерческих банков. Для этого ЦБ РФ использует определенный набор инструментов. На разных этапах развития российской экономики он менялся, так как главная задача денежно-кредитных регуляторов - снимать или смягчать, проводить профилактику противоречий рыночного механизма. В условиях переходной экономики недостаточно использовать только косвенные регуляторы, они должны быть дополнены прямым регулированием со стороны государства. Арсенал средств денежно-кредитной политики должен активнее содействовать развитию производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Промышленный комплекс Дальневосточного федерального округа
В условиях становления в российской рыночной экономике появляется необходимость рассматривать отраслевую структуру и размещение важнейших отраслей промышленного комплекса каждого федерального округа в отдельности. Дальневосточный федеральный округ - административное формирование на Дальнем Востоке России. Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года. ...