Практика формирования рынка денег в переходный период к рыночной экономике в России
) долгосрочный экономический рост.
Таким образом, данная система построения целей позволяет обеспечить тесную связь между денежно-кредитной политикой и развитием реального сектора экономики через динамику денежного рынка. Это, несомненно, усиливает кредитную направленность денежно-кредитного регулирования и стратегически согласуется с концепцией долгосрочного экономического роста. Кроме того, переход промежуточных целей на процентные ориентиры позволил Банку России более эффективно воздействовать на денежный спрос, что, несомненно, положительно отразилось на динамике инфляционных процессов.
Конечно, такой подход к формированию целевой функции денежно-кредитной политики потребовал определенных усилий со стороны Банка России, усложнит задачу формирования денежной политики. Это предполагало комплексный, системный подход к формированию экономической политики государства, согласование всех регуляторов и действий государственной власти. Под программные цели Банк России подбирал соответствующие инструменты, регулирующие предложение денег, банковскую ликвидность. Набор инструментов расширялся из года в год по мере стабилизации экономики, состояния финансовых рынков. В России арсенал регуляторов слагался из комплекса административных и экономических косвенных инструментов, эмиссии. Механизм предложения денег в основном основывался на внешних источниках. Центральный банк РФ покупает избыточное предложение иностранной валюты, тем самым наращивая собственные валютные резервы, но при этом проводит денежную эмиссию в пропорциональном объеме. Данный процесс отражается в укрупненном балансе ЦБ РФ, где происходит ежегодный рост чистых международных резервов, а чистый внутренний кредит сокращается. Сводные показатели представлены в таблице 1[16, с. 12, 22; 17, с.
Таблица1-Сводные показатели денежной программы за 2003-2005 гг.
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Денежная база (узкое определение) |
935 |
1399 |
1445 |
2072-2225 |
- наличные деньги (вне Банка России); |
814 |
1225 |
1373 |
1975-2121 |
- обязательные резервы; |
121 |
174 |
72 |
98-104 |
Чистые международные резервы |
1313 |
2117 |
2700 |
3541-4325 |
- валовые международные резервные активы Банка России и правительства РФ |
1519 |
2266 |
2808 |
3605-4388 |
- международные резервные обязательства правительства РФ |
206 |
149 |
108 |
63 |
Чистые внутренние активы |
-378 |
-718 |
-1255 |
-1469 (-2100) |
- чистый кредит расширенному правительству |
34 |
-181 |
-808 |
-870 (-1327) |
Чистый кредит банкам |
-196 |
-406 |
-332 |
-476 (-625) |
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-216 |
-132 |
-116 |
-123 (-147) |
Немного больше по теме
Проблема рационального использования природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
рациональный природоохранный
природный ресурс
Системный
подход к природоохранной политике государства означает обеспечение единства
трех ее основных элементов - постановка целей, выбора инструментов их
реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики
(личность, предприятие, город, регион).
Конечная
цель (первый элемент) природоохранной политики государс ...