Идеи А. Смита о природе рыночного равновесия
Среди экономических школ особое место занимает классическая школа и особенно Адам Смит. А. Смит написал труд «Исследование природы и причины богатства народов». 1776 г. [Adam Smith, An Inquiry into the Nature and the Causes of the Wealth of Nations, 1776; (Cannan's ed., Chicago: University of Chicago Press, 1976), p. 477] Теория Адама Смита положила начала современной экономике как науке, именно он впервые вывел закономерности взаимодействия спроса и предложения как основных сил рынка.
Продемонстрируем смысл законов спроса и предложения, сформулированных А. Смитом. Согласно закону спроса, покупатели приобретут большее количество товара по меньшей цене, и меньшее количество товара по большей цене. Графически это представляется в виде убывающей прямой, наклон которой определяется эластичностью спроса - степенью реагирования потребителя на изменение цены. Эластичность спроса может быть нулевой (потребители будут приобретать одно и то же количество товара независимо от изменения уровня цен), меньшей (изменение цены на один процент спровоцирует изменения спроса менее чем на один процент) и большей единицы (однопроцентное изменение цены изменит уровень спроса более чем на один процент). Аналогично работает закон предложения, согласно которому производитель будет продавать больше товаров по более высокой цене, и меньше товаров по более низкой. Графически это представляется возрастающей прямой, наклон которой будет определяться степенью ценовой эластичности предложения (рисунок 1).
Рис. 1 - Кривые спроса и предложения
Адам Смит описал феномен, возникающий при способе хозяйствования, основанного на частной собственности и экономической свободе: рыночные цены «подчиняют действия корыстолюбцев целям процветания общества». Предприниматель, цель которого - собственная выгода, тем не менее, направляется, как выразился А. Смит, «невидимой рукой» рыночных цен «к цели (а именно, экономическому процветанию общества), которая вовсе не входит в его намерения [].
Принцип невидимой руки гласит, что рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, при этом оно достигается автоматически, через воздействие потребителей и продавцов на рынок.
Закон или принцип «невидимой руки» постулирует следующее: цены вынуждают производителей, поставщиков ресурсов и потребителей делать свой персональный выбор, НО вместе с тем являются и средством выравнивания их интересов. Цены содержат в себе информацию о потребительских предпочтениях, издержках и факторах, связанных со временем, месторасположением и иными обстоятельствами, учесть которые не в состоянии ни отдельный человек, ни целый плановый орган. Всего лишь одна-единственная обобщающая цифра, рыночная цена, предоставляет производителям полный объем информации, необходимый для приведения своих личный действий в соответствие с действиями и предпочтениями других. Рыночная цена направляет и стимулирует и производителей, и поставщиков ресурсов к производству вещей, ценимых наиболее высоко в сравнении с издержками их производства.
Лица, принимающие решения в бизнесе, не нуждаются в указаниях центральной власти, что и сколько производить, эту функцию выполняют цены. Только цена, которую готов платить потребитель какого-либо товара (услуги), ресурса, являясь достаточной, чтобы покрыть издержки производства, выступает указанием предпринимателю. Также обстоит дело и с выбором производственных методов для предпринимателя: каждый производитель будет добиваться наилучшей комбинации ресурсов и наиболее эффективной организации производства, поскольку более низкие издержки означают более высокие прибыли. Стремиться к снижению издержек и повышению качества предпринимателя вынуждает конкуренция.
«Невидимая рука рынка» действует автоматически, и большинство людей просто не задумываются об этом, принимая как должное, что количество произведенных товаров соответствует количеству товаров которые потребитель хочет приобрести. Доступность разнообразного ассортимента товаров также принимается большинством потребителей как должное, но именно «невидимая рука рынка» создает это многообразие.
Немного больше по теме
Понятие и функции финансов в рыночной экономике
Понятие
и функции финансов в рыночной экономике
...