Приоритеты государственных программ экономического развития приграничного региона
Анализируя существующие государственные стратегии и региональные программы развития Алтайского края, обобщив и укрупнив поставленные цели и задачи, можно констатировать, что важнейшие из них идентичны с аналогичными позициями региональных стратегических программ ВКО, а именно: подъем благосостояния и улучшение качества жизни населения на основе многоукладной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на внедрении новых информационных, инновационных технологий и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни, строительства современного демократического общества.
Вместе с тем, в настоящее время нельзя говорить о целостности и совершенстве стратегического регионального планирования в России. Многие российские ученые сходятся во мнении, что современные исследования форм и методов региональной экономической политики государства недостаточно опираются на методологию и инструментарий системного подхода и математического моделирования, вследствие чего имеют некомплексный характер, часто основываются на обобщении эмпирического материала, используют несовершенные приемы оценки результативности предлагаемых решений [52].
Кроме того, многие современные ученые и практики сходятся во мнении, что настало время принципиально изменить отношение к концепции управления региональным развитием и перейти к политике поляризованного развития, сфокусированного на приоритетах. То есть доминантой государственной политики должно стать ориентирование ее на стимулирование точек роста на всех территориях, с выделением опорных регионов со стимулированием их деятельности [51].
В контексте проблемы развития приграничного региона, мы пришли к выводу, что существенным недостатком существующих региональных документов является отсутствие подхода, учитывающего особенности приграничных регионов; они носят местнический характер и не учитывают конкурентные преимущества соседствующих приграничных регионов. Отсутствие комплексного подхода в стратегическом планировании приграничных территорий, слабая проработанность вопроса их межрегионального взаимодействия и сотрудничества, безусловно, на практике приводит к недопустимому игнорированию преимуществ расположения приграничных регионов, их особого геополитического значения для государств и, как следствие, упущению ряда перспективных направлений развития, реализация которых невозможна в рамках лишь одного приграничного региона. На основании изложенного, мы предлагаем использовать комплексный подход к планированию экономического развития приграничных регионов России и ориентировать стратегическую региональную политику государства на развитие опорных регионов - локомотивов роста с использованием экономического потенциала сопредельных территорий.
Обзор зарубежного опыта поляризованного развития территорий, состояние вопроса в России в настоящее время, предложения по адаптации данного принципа для развития экономик приграничных регионов изложены в следующем разделе работы.
Немного больше по теме
Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы
Безработица является одной из главных проблем, которая не только
сдерживает рост оплаты труда, но и оказывает непосредственное влияние на рынок
труда на микро- и макроуровнях. Безработица - это социально-экономическое
явление, при котором значительная часть рабочей силы не занята в производстве
товаров и услуг. Её порождают процессы, которые происходят в масштабах
национальной эко ...