Концепция создания национальной инновационной системы АПК

В настоящее время, существующее законодательство в сфере инноваций не соответствует целям экономической модернизации и инновационного развития, объявленным руководством страны. Совершенствование существующей системы государственного стимулирования инновационной деятельности, законодательных норм и правил является составной частью процесса формирования нового государственного хозяйственного механизма Российской Федерации.

Необходимость перехода на инновационную модель развития стоит сегодня не только перед Россией. Произошедшие в технологической базе и, как следствие, в источниках экономического роста трансформации, выдвинули практически перед всеми государствами дилемму: или поиск путей использования новых факторов экономического роста, или пребывание на периферии мирового научно-технического и экономического прогресса.

Однако, несмотря на общность стратегических задач, конкретные проблемы, которые приходится решать странам при переходе на инновационный путь развития, различны. Причем различия эти обусловлены не, только чисто национальной спецификой, но и особенностями «воспроизводственно-экономическими», которыми характеризовались страны на предшествующих этапах развития.

Специфика большинства западных государств в этом отношении заключается в том, что необходимость инновационной переориентации экономики возникла там во многом в результате кризиса предшествующей модели развития, основанной на принципах фордизма. Именно эта модель лежала в основе экономического развития многих стран, в течение так называемого послевоенного славного тридцатилетия. Именно она обеспечила экономическую и институциональную основу массового потребления. Обеспечив насыщение рынков потребительскими товарами массового спроса, она создала предпосылки и сделала необходимым изменения модели экономического роста. Ценовая конкуренция уступила место конкуренции на основе инноваций.

В России в силу совокупности экономических, политических и исторических причин модель фордизма не получила развития в том виде, в каком это было на Западе. Стандарты массового потребления до сих пор для значительной части населения России остаются недосягаемыми. В результате проблемы, которые решались на Западе в рамках двух последовательно сменявших друг друга этапов, мы вынуждены решать во многом параллельно.

Переход на инновационный путь развития связан у нас, прежде всего, с необходимость обеспечения конкурентоспособности российской экономики в современном взаимосвязанном мире. Это заставляет одновременно решать две группы вопросов:

· обеспечение роста жизненного уровня населения;

· формирование в стране условий для становления национальной инновационной системы.

Подобная двойственность и обусловливает своеобразие России в рамках рассматриваемой проблемы. Вместе с тем, несмотря на специфику российской экономики, выработка эффективного механизма стоящих на повестке дня преобразований делает необходимым учет накопленного мирового опыта решения первой группы проблем, составляющих сердцевину фордистской модели накопления [43].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Принцип невидимой руки рынка и государственное регулирование рыночной экономики
Невидимая рука рынка - метафора, предложенная шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом для обозначения объективного рыночного механизма, который координирует решения производителей, продавцов и потребителей. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая не ...