Методологические аспекты формирования инновационно-кластерной модели развития АПК

Для формирования и развития конкурентоспособных продуктовых кластеров в регионах необходимы следующие условия:

1. Развитая конкурентная среда, способствующая заинтересованности предприятий в снижении издержек производства.

2. Наличие общих экономических интересов участников кластера.

3. Общая корпоративная культура, обеспечивающая на долгосрочной основе взаимодействие участников кластера.

4. Формирование участников кластера, включающего предприятия по производству продукции с высокой добавленной стоимостью и максимальной комплексностью переработки сырья.

5. Законодательное обеспечение интересов государства по производству продукции с высоким рыночным потенциалом.

С учетом изложенных условий формирования кластера мы рекомендуем схему взаимодействия агропромышленных предприятий в кластерной структуре. Следует отметить отсутствие однозначного варианта кластерной структуры, ее содержание зависит от размещения и формирования продуктовой направленности кластера, транспортной инфраструктуры и других факторов. Кроме того, функционирование конкурентоспособного продуктового кластера включает четыре последовательных этапа.

Первый - анализ и диагностика условий формирования кластера на основе маркетинговых исследований, мотивации потенциальных участников, состояния их капитала и ресурсов, оценки перспектив дальнейшего развития предприятий-участников. Здесь оцениваются возможность формирования кластера и наличие заинтересованных его участников.

Маркетинговые исследования включают изучение рынка товаров и услуг, факторов спроса и предложения, ценовой динамики продукции, анализ конкурентов и оценку конкурентных преимуществ предприятий. При изучении рынка можно выделить следующие разделы.

1. Оценка неконтролируемых аспектов макросреды, которая включает экономический (ориентация и структура народного хозяйства, уровень инфляции, налоговая политика, состояние финансовой системы и покупательская способность населения), природный (климат, наличие сырьевых ресурсов, экология), политический (социально-политическое устройство, уровень, особенность и степень исполнения законодательства), технологический (уровень НТП, новые стандарты производства и потребления), международный (мировой рынок, динамика мировых цен), социокультурный и демографический (культурные ценности, традиции, образовательный уровень и степень миграции населения) аспекты.

2. Оценка конкурентных преимуществ производства продукции в Алтайском крае по отношению к другим регионам страны и зарубежным странам. Конкурентные преимущества выражаются в себестоимости и цене реализации продукции, более гибком производстве, позволяющем немедленно реагировать на возникающие потребности рынка, а также в степени внедрения новшеств в агропромышленное производство.

3. Оценка конкурентоспособности кластеров в продуктовом подкомплексе на региональном уровне. Выявляет степень внутриотраслевой конкуренции с проведением мониторинга действий возможных конкурентов и на основе сотрудничества предполагает разработку совместной кластерной стратегии продуктового подкомплекса региона.

4. Влияние ценового фактора, выступающего наиболее важным в определении конкурентных преимуществ предприятий. Уровень цен воздействует на привлечение новых покупателей, увеличение объема покупок, удержание покупателей стимулированием повторных покупок.

5. Анализ спроса на продукцию. Следует оценить, как предложение соответствует покупательским запросам.

Мотивация потенциальных участников будущей кластерной структуры обусловлена их функционированием и устойчивым развитием, ресурсной потребностью, инвестиционной привлекательностью, долгосрочным сотрудничеством на взаимовыгодных условиях и пр. Взаимосвязь предприятий повышает их конкурентоспособность на рынке и взаимозависимость. Главным аспектом стратегии развития предприятий при увеличении доли рынка и расширении производственной деятельности становится потребность в инвестициях [112, 123].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше по теме

Понятие рынка. Типы рынков и их особенности
Рынок представляет собой место, где происходит соединение спроса и предложения. Более точным с экономической точки зрения определением является следующее: рынок - это форма общественных отношений, сущностью которой является взаимная купля-продажа товаров. С одной стороны, рынок - это сфера отношений между различными субъектами экономики (т.е. производителями и потребителями), а с дру ...